В Новосибирске приступили к начальному этапу сборки накопительного кольца синхротрона — ключевой системы СКИФа. Это завершающий этап строительства источника синхротронного излучения поколения 4+.
Специалисты ИЯФ СО РАН приступили к первому этапу сборки магнитной системы накопительного кольца — изготовлению и компоновке магнитов, а также специальных подставок — гирдеров. Изготовление и компоновка элементов накопительного кольца — это начало завершающего этапа строительства синхротрона. Как рассказали специалисты, его сложность в том, что существенная часть этого оборудования ранее не изготавливалась ни одной организацией в мире.
Из экспериментального производства ИЯФ уже выходят изделия для накопительного кольца, и это очень важно для проекта, это финишная прямая — с окончанием изготовления накопителя будет готов весь ускорительный комплекс. Ни мы, никто другой в мире никогда раньше не изготавливал такую установку, — рассказал замдиректора по научной работе ИЯФ СО РАН, директор ЦКП «СКИФ» член-корреспондент РАН Евгений Левичев.
Кроме того, уже созданы первые образцы гирдеров для магнитной системы накопительного кольца. Гирдеры — это сложные несущие конструкции, на которые монтируются магниты и вакуумная система. От их качества наряду с магнитами зависит достижение необходимых параметров работы установки.
Помимо точности, важно также требование к виброустойчивости конструкции. Любые колебания фундамента, — например, от прошедшего на расстоянии трех километров поезда, от взрывов на угольном карьере, от проехавшего грузовика — сказываются на качестве пучка электронов. Поэтому гирдеры спроектированы нашими конструкторами так, чтобы демпфировать возможную вибрацию фундамента. Гирдер наравне с магнитами определяет качество пучка, — объяснил Левичев.
По словам министра науки и инновационной политики Новосибирской области Вадима Васильева, строительство ускорителя даст региону возможность проводить передовые фундаментальные исследования, развивать наукоемкий бизнес и новые импортозамещающие эффективные технологии.
Конкретно для Академгородка и наукограда Кольцово польза реализуемого проекта заключается в создании новых рабочих мест (не менее 400), в том числе высокотехнологичных рабочих мест, привлечение молодых кадров, что напрямую связано с развитием социальной, транспортной, энергетической и технологической инфраструктуры. Этот мегасайенс-проект является для региона флагманским <...>, — прокомментировал министр.
СПРАВКА
Заказчиком и застройщиком ЦКП «СКИФ» выступает ФИЦ «Институт катализа им. Г. К. Борескова СО РАН». Единственный исполнитель по изготовлению и запуску технологически сложного оборудования для ЦКП «СКИФ» — Институт ядерной физики им. Г. И. Будкера СО РАН (ИЯФ СО РАН).