Новый вид телефонного мошенничества раскрыли сотрудники Сбербанка и правоохранительных органов: преступники не только завладели деньгами жертвы, но и вовлекли ее в свои махинации.
Как рассказали в Сбере, изначально мошенники действовали по распространенной схеме: женщине позвонил якобы ее руководитель, сообщил, что у нее финансовые проблемы и сказал, что с ней в дальнейшем свяжется «сотрудник ЦБ». В ходе звонка от мнимого представителя Центробанка жертве рассказали, что на ее имя оформили сразу три кредита в разных банках, а полученные средства направили на Украину. Для «нейтрализации» инцидента женщину убедили взять 3 млн руб. в кредит в определенных банках и перевести их на указанный мошенником счет.
Женщина выполнила указания, не поняв, что стала жертвой обмана. Позже ей снова позвонил тот же «сотрудник» и предложил работать в Центральном банке — «помогать людям по всей стране бороться с мошенниками», хотя на самом деле женщина становилась соучастницей преступлений. Преступники организовывали женщине «командировки» по России, оплачивали проезд, гостиницы и такси.
Мошенники сначала «обрабатывали» новых жертв по телефону, а после, для убедительности, отправляли на задание завербованную женщину. Она приходила домой к жертвам, представлялась сотрудником Банка России, демонстрировала подтверждающие документы и объясняла, что деньги надо срочно перевести на «безопасный» счет.
Таким образом она успела «помочь» жителю Ижевска перевести преступникам 3 млн руб. В Калининграде схема не удалась, так как возможной жертвы не оказалось по месту прописки. Задержать сообщницу мошенников удалось в Ростове-на-Дону, где под ее влиянием 71-летняя клиентка Сбера сняла 5,3 млн руб. для передачи «сотруднице ЦБ» и дальнейшего зачисления на «безопасный счет».
Телефонные мошенники постоянно ищут слабое звено, чтобы похитить денежные средства клиентов банков. И, к сожалению, обычно таким звеном оказываются люди, которые сами отдают деньги мошенникам, думая, что переводят их на безопасный счет. Приемы социальной инженерии постоянно усложняются, однако новая схема, которую мы выявили, поражает своей наглостью и изощренностью. Мошенникам удалось не просто ограбить свою жертву так, что она этого даже не поняла, но и завербовать ее для совершения новых преступлений под видом работы в Банке России. К счастью, нам удалось быстро пресечь эту преступную цепочку и задержать аферистку, которая, сама того не ведая, помогала преступникам. Это стало возможным благодаря вовлеченности, неравнодушию и профессионализму сотрудников Сбербанка, которые смогли по поведению клиентки в офисе банка установить, что она находится под влиянием мошенников. Крайне важно не допустить повторения подобных случаев. Хочу еще раз напомнить: не существует никаких «безопасных счетов», сотрудники ЦБ не работают с физическими лицами. И если вам сообщают, что на ваше имя оформили кредит или с ваших счетов хотят вывести деньги, то эту информацию легко проверить — достаточно позвонить по номеру 900 или обратиться в отделение банка, — рассказал заместитель Председателя Правления Сбербанка Станислав Кузнецов.