Меню

Банк России предупредил о новой фишке мошенников

Автор фото: Vojtech Bruzek. Иллюстрация: https://unsplash.com/

Преступники сообщают, что от человека поступила заявка на перевод номера телефона к новому оператору, и чтобы сохранить клиента, предлагают более выгодный тариф.

Согласно новой схеме, потенциальной жертве поступает звонок, и звонящий представляется менеджером мобильного оператора. Собеседник сообщает, что от клиента поступила заявка на перевод номера к другому оператору, и сразу предлагает выгодный тариф, чтобы человек остался. Условия нового тарифа действительно максимально выгодные. Чтобы сменить тариф и отменить заявку, нужно только назвать код из СМС.

Если человек соглашается, то ему действительно приходит уведомление с кодом. Этот код нужен мошенникам, чтобы получить доступ в личный кабинет жертвы на сайте оператора. Там преступники устанавливают переадресацию звонков и сообщений на свой номер. Так они будут узнавать все секретные коды, в том числе от банков. В результате аферисты смогут получить доступ к банковским кабинетам, снять деньги со счетов и даже попытаться оформить кредиты и займы.

Важно, что реальные операторы действительно предлагают более выгодные тарифы, когда клиенты намерены покинуть компанию, однако общение строится по другой схеме, и никаких кодов настоящие сотовые компании не просят.

Чтобы не стать жертвой подобной схемы мошенничества, никогда не называйте коды из СМС. Особенно если вас торопят и запугивают. Если вы все-таки назвали секретный код, нужно как можно скорее заблокировать карты и онлайн-доступ к счетам. Проверьте, какие новые услуги появились на вашем телефонном номере. Сделать это можно в личном кабинете на сайте оператора или позвонить на его горячую линию. Отмените все лишние, в первую очередь переадресацию. Ведь пока взломщикам приходят ваши СМС с кодами, есть риск, что они доберутся до вашего онлайн-банка, электронной почты, социальных сетей, кабинета «Госуслуг», — рассказал эксперт Сибирского ГУ Банка России Олег Савва.

Он также добавил, что банк сам может признать операцию подозрительной и приостановить ее. Например, из-за того, что вход в личный кабинет был из другого города и с нового телефона. Такая блокировка перевода и карты действует два дня. За это время нужно успеть связаться с банком и подать заявление, что операции шли без согласия клиента.

По данным ГУ МВД по Новосибирской области, с использованием IT-технологий за прошедший год в регионе совершено более 14 тыс. преступлений. При этом на 60% увеличилось количество раскрытых подобных преступлений. На 35% выросло число установленных лиц, которые совершили киберпреступления.

Узнать о распространенных мошеннических схемах, а также о том, как противостоять аферистам, можно на сайте Банка России cbr.ru, в разделе «Противодействие мошенническим практикам», или на сайте «Финансовая культура», в разделе «Грабли».