Отчаянные русские туристы пробуют мир на вкус. Арест в Чаде на 54 дня, недоверие к гостям с российскими номерами и целый неизведанный мир впереди. «Деловой квартал» поговорил с Алексеем Камерзановым.
Помните песню американского певца Алоэ Блэка The World Is Ours, прозвучавшую впервые на чемпионате мира по футболу в 2014 году? «Привет, мир! Рад тебя видеть. Я всю жизнь ждал этого случая», — говорится в начале куплета. Вот и Алексей Камерзанов уже который год продолжает открывать новые места, а вместе с ними — и новые грани путешествий по нашей необъятной планете в рамках проекта «Мир наш».
«Деловой квартал» поговорил с блогером о том, возможна ли кругосветка в нынешних реалиях, что поджидает русских туристов вне дома, и почему поездка на собственном транспорте лучше самолета.
На сайте вашего проекта написано, что первый этап автомобильной кругосветки «Мир наш» стартовал из Новосибирска в 2015 году. С чего все началось, как и откуда вы пришли в путешествия?
— В 2015 году мы действительно отправились в крупное путешествие из Новосибирска. А так, начиналось все с малого — с интереса доехать до Алтая с друзьями и посмотреть на новые места. После Байкала посетили другие соседние регионы: Туву, Хакасию. Со временем постепенно расширяли географию странствий.
Помню, в 2012 году случился личностный прорыв: в журнале своего товарища увидел историю о том, что компания людей проехала на своей машине часть Средней Азии. Я подумал: «Ого, это же абсолютно новый дивный мир». И я отправился в Среднюю Азию уже в мае того же года. Можно сказать, что поездка выдалась не такой удачной: весна в городе и в горах сильно разная — горные дороги были усыпаны снегом, проехать к точке стало той еще задачкой. Путешествие по «азиатскому кольцу» повторили уже летом. Получилось посетить все пять стран бывшей советской Средней Азии, включая закрытую Туркмению. Маршрут длиной в 12 тысяч километров дал ощущение свободы, которой порой так нам не хватает.
От знакомых услышал о поездке одной компании на собственных машинах до Малайзии. Эта новость шокировала меня настолько, что после еще неделю ходил воодушевленный и потерянный одновременно. Это примерно так же, как кто-то бы сказал, что слетал на уикенд до Марса. Я тут же начал узнавать подробности истории и нюансы путешествия. Спустя год мы осуществили намеченную поездку сами. В 2013 году доехали до мыса Пиай — это была сумасшедшая история и авантюра. За 67 дней осилили 21 тысячу километров и добрались до самого края Земли. Конечно, не все было радужно — очень долго и мучительно ждали возвращения наших машин на Родину. За три недели транспорт вернулся из Малайзии во Владивосток, а потом еще три месяца мы пытались их оттуда вытащить. Таможенники во Владивостоке привыкли, что к ним поступают только японские авто. Поэтому зарегистрированные машины уже с российскими номерами вызвали диссонанс.
Можно сказать, это путешествие дорого обошлось с точки зрения и временного ресурса, и денежного. В голове звонко отзывался вопрос: «А зачем машины вообще возвращать? Ведь можно оставить, а потом на них поехать куда-нибудь дальше». Именно по такому принципу и организуется яхтенная «кругосветка». То есть путешествие делится на несколько этапов, а по прохождении одного все средства передвижения остаются в заданной точке до возвращения владельца. Этой концепции мы и стали придерживаться в дальнейших путешествиях. Летом 2015 года отправились в первый этап, который был похож на малайзийскую историю, однако в несколько усеченном варианте. Далее из Таиланда доехали до Мьянмы (Бирмы), Индии, Пакистана, Ирана, а затем до Азербайджана. Каждый последующий год осуществляли путешествия по одному-два этапа, за исключением проблемных лет — 2016 и 2020. Сейчас мы проехали уже более 50 стран и 130 тысяч километров.
«Мир наш» можно рассматривать как бизнес-проект?
— Если бы я подходил к этому проекту как к бизнесу, тогда из него бы ушла духовность. Также мы привыкли, что бизнес, хоть и не самый прибыльный, выдает какую-то статистику. В моем деле никакой стабильности и закономерности нет и быть не может. Мы постоянно попадаем в сложные ситуации — закрытие границ, пандемия Covid-19, санкции. Сейчас я уже «грею голову» по вопросу, как же заехать в Ирак, ведь посольство страны решило изменить схему выдачи виз. Таким образом, получить бумажную визу в Москве стало невозможным. По прилету — это, конечно, не проблема, а с учетом того, что мы путешествуем на машинах — задачка сложнее. Непредсказуемость сильно сбивает. Поэтому «Мир наш» — не бизнес.
Однако вы все равно запускаете платные туры.
— Да, мы берем туристов. Но это не большой поток — примерно три-пять человек. Во-первых, не каждый рискнет оставить дом, работу, семью на несколько недель. В основном едут те, кто действительно может себе позволить сорваться с места и уехать. Два главных ресурса — время и деньги. Совмещать работу и путешествия лично для меня не сложно. Получается даже высыпаться. Могу себе позволить решить проблемы дистанционно.
Часто возникают ситуации, по которым мы понимаем, что поездка срывается или, наоборот, сильно затягивается. Был случай, когда директор разведки Чада решил забрать наши машины себе, то есть по-хозяйски «отжать», в результате — два месяца потери.
Конечно, если рассматривать проект как инструмент для заработка — эта вещь крайне ненадежная, но возможная. Все любят предсказуемость, однако мы не про поездку в пятизвездочный отель Турции, а про приключения. Если у нас есть намеченный маршрут, то это не факт, что он таким и останется. Поэтому сроки путешествия могут затянуться, многие не выдерживают и возвращаются уже без нас.
С какими еще трудностями вам пришлось столкнуться при реализации проекта?
— Все познается в сравнении. Помню, мы искренне переживали, когда не могли проехать Саудовскую Аравию: в стране не выдавали визу, поэтому пришлось самостоятельно перевозить машины по морю. И вот на наделю были вынуждены задержаться в Иордании. Казалось бы — семь дней, а с точки зрения поездки, проживания — это очень критично. Сразу после мы потеряли еще две недели в Египте. Но потом выяснили, что это все — мелочи. Потому что после этого нас арестовали в Чаде, где в плену мы провели два месяца. Получилось так, что мы приехали в страну не совсем вовремя — в Чаде только начали открывать границы после пандемии. А еще за три недели до приезда убили президента страны. Впереди — окончание трудного этапа по Чаду, команда остановилась в городке с мыслями об отдыхе после долгой поездки через пустыню. В полшестого утра к нам пришли военные, а следом всех арестовали, забрали документы, технику и заставили припарковать машины во дворе губернатора. Далее нас посадили на военный самолет и вывезли в Нджамену. К счастью, меня и остальных туристов поселили в лучшую гостиницу Чада, за которую платило Министерство безопасности. Там мы провели два месяца. После ареста нас снова посадили в самолет и вернули в изначальную точку путешествия в Африке. Мы починили машины, но уехать на них не смогли, так как закончилась виза. Казалось, что если история уже случилась, то больше такого не повторится.
Однако мы вернулись в Африку через год. Спустя несколько дней к нам снова пришли вооруженные люди, далее — допросы, так же забрали все машины. В этот раз въезд в Камерун был закрыт, потому как Чад представил камерунцам документы, что они нас «выдворяют» из страны. Поэтому камерунцы не захотели нас принимать. Все эти действия в наш адрес были проделаны специально — директору разведки приглянулись машины, таким образом он хотел присвоить желаемое себе. Поэтому мы просидели еще месяц в Чаде. Совершенно невероятными усилиями смогли оттуда выбраться с помощью российского посольства и наших камерунских друзей. В итоге машины в Нигерию переправляли через Камерун. Я действительно думал, что у нас сейчас все отберут, а после просто выкинут компанию из страны. Мы не знали, чем все закончится. Мой товарищ возмущался: «Хрен им, а не машина. Сам оболью бензином и сам же сожгу». С трудом вырвались, однако после этого наши машины застряли в красной зоне Камеруна. И еще месяц, бесконечно отсчитывая деньги на пунктах таможни, мы решали проблемы. Можно уверенно сказать, что вторая история была замкнута уже на конкретном человеке, у которого были нездоровые амбиции. Два месяца прошло, мы вырвались — мчались довольные по Нигерии, проезжали Бенин, Того, Гану, Либерию, Кот-д'Ивуар и Сьерра-Леоне.
Почему же вы путешествуете только на своих машинах?
— Это имеет и плюсы, и минусы. Самый главный плюс — свобода. А именно в том, что ты можешь самостоятельно выбирать себе маршрут, с какой скоростью преодолевать расстояния. Если раньше я путешествовал на самолете и, спускаясь с борта, резко ощущал себя в другой стране, то сейчас все происходит постепенно. Ты чувствуешь землю, которую проезжаешь, ощущаешь изменения как в пейзаже, так и в себе самом.
Минусы путешествия с машиной, конечно же, присутствуют. Где-то можно пройти пешком, налегке, а вот на авто нужны официальные документы. Ты менее мобилен в плане пересечения местности, границ.
Сейчас список трудностей, связанных с автомобильным путешествием, увеличился. Как их обходите и справляетесь? Как Европа относится к туристам с российскими номерами?
— Основная зона, где существует проблема с российскими номерами, — это Европа. И нужно понимать, что сейчас образовался некий кордон — самые близкие к западным границам России страны полностью закрыли доступ. Выехать из Европы проще, попасть сложнее. Поэтому, когда с нашей командой случилась подобная ситуация, некоторые ребята добрались до нужной точки через один маленький греческий остров Хиос только с четвертой попытки. Конечно, сейчас эта лазейка закрылась. Однако существуют и другие, например, паром, который ходит из Турции в Италию. Поэтому, если преодолеть этот первый кордон, то в следующем этапе путешествия станет легче.
Также можно словить немного хейта от тех, кто не особо радушен к русским туристам. Я не скажу, что вся Европа обеспокоена этим фактором, негатив случается редко. Например, моему товарищу поцарапали машину и отломали боковое зеркало — пока это единичный случай. Лично в мой адрес негатива не наблюдалось. В основном к туристам относятся нормально. Однако был случай, когда ко мне подошел житель Ганы с вопросом о том, почему наша страна стала причиной голода в Африке.
Кругосветка в нынешних реалиях все же возможна или лучше переждать?
— Я такого мнения, что ждать нельзя. Мир не станет в одночасье классным и добродушным. Вспомните прошлое, сравните с настоящим, и вы поймете, что все абсолютно идентично. В одно время мы считали, что пандемия — это самое ужасное зло. Конечно, так и есть, однако мы с ней справились. Жизнь уже идет, ее не отмотаешь обратно. Просто нужно уметь приспосабливаться к реалиям.
Не скажу, что путешествовать сейчас очень тяжело. Минусы, несомненно, есть. Да, приходится переводить деньги на счет через Казахстан, мириться с «ужимками» свободы в Европе. Сейчас столкнулись с проблемой выпуска в России специального таможенного документа Карнет де Пассаж. У нашей страны отобрали право выдачи этого документа с января 2024 года. Для путешественников и других заинтересованных лиц — это колоссальная проблема. Приходится все это, к сожалению, терпеть.
Борьба с нынешними реалиями — это ваш девиз или стечение обстоятельств?
— В трудностях — кайф. Так интересно осознавать, что большинство людей живет стереотипами. Например, Африка — это страшно, меня там съедят… Изменение мировоззрения можно отследить даже по влогу. Выстраивая план кругосветки в 2015 году, мы почти не собирались проезжать Африку. Был только путь от Марокко до Сенегала. Но так получилось, что команда все же проехала всю страну. Перед поездкой я, конечно, готовлюсь как информационно (читаю новости, историю, изучаю карту), так и духовно. Важно не перенимать точку зрения других людей, а попытаться найти самому что-то интересное и захватывающее.
Какое путешествие было самым захватывающим?
— У меня есть список необычных и ярких поездок. Заоблачные Гималаи в Индии, где высота гор свыше пяти тысяч метров — поднимаешься и не можешь дышать. Пакистан — дикая земля. Не со смыслом, что там живут одни варвары, нет. Нетронутая, своенравная, резкая. Пустыня Сахара в Чаде — телепорт в древние времена. «Национальный парк» в Кении — неимоверное количество животных. За несколько часов ты видишь то, чего не видел за всю жизнь. Например, настоящие дикие племена, где женщины с глиной на голове выходят топлес. К моему удивлению, они не боялись подходить к нам ближе и что-то постоянно просить. С командой покупали детям альбомы для рисования, карандаши и тетрадки. Ребята радовались.
Чтобы осилить такие долгие путешествия, например, преодолеть пустыню или же забраться на гору, нужна хорошая физическая подготовка.
— Да, безусловно. В путешествиях на машинах есть один минус — это гиподинамия. Приходится брать с собой эспандер, заниматься в перерывах, потому что тело очень устает от дороги, а мышцы теряют свой прежний здоровый вид. До поездки стараюсь ходить в спортзал, чтобы подготовить тело и повысить уровень выносливости. Человек в результате эволюции пришел к тому, что ему постоянно нужно двигаться. Мы также решили сократить длительность наших путешествий, потому что не каждый выдержит двухмесячную поездку. Поэтому сейчас общий путь занимает не более 30 дней.
К тому же это самый оптимальный вариант и для нормального поддержания эмоционального состояния. Есть такие пороговые психологические значения, которые я заметил. Первая стадия — поездка на 30 дней. Именно на ней душевное состояние находится в гармонии, люди интересуются происходящим, получают кайф от путешествия и даже от трудностей. Вторая стадия — от 30 до 45 дней. Здесь происходит снижение активности, взгляд «замыливается», желание ехать дальше, как и драйв, пропадает. Могут случиться межличностные конфликты, иногда истерики от долгой разлуки с домом. На следующей стадии человек просто перестает снимать происходящее на телефон, замечать атмосферу — ведет себя пассивно и безучастно.
Я, как любой нормальный человек, также встречался со стрессом. Помню, где-то в Гималаях, проезжали вечерний городок. И я смотрю, а в окне дома горит свет, где мелькают силуэты. От этого осознания стало так грустно, что захотелось послушать Adele и поехать к семье. Конечно, когда ты просыпаешься утром, чувствуешь прилив энергии, больше не хочется грустить. Поэтому подготовка к поездке должна быть не только физическая, но и моральная. Важно действительно захотеть этой поездки, потому что без желания вы долго не выдержите. Когда я беру новых людей в команду, сразу им говорю, что мы должны быть все на одной волне, с одними моральными ценностями и взглядами. Конечно, у нас были моменты, когда я просил людей покинуть команду во время поездки. Как правило, это возникало по причине отсутствия желания слушать собеседников, а также поддержания общего настроения.
Вы сами выступали в роли наставника? Приходилось ли вам решать конфликты внутри группы или же поднимать общий настрой?
— Помню, прошло 1,5 недели путешествия по Сахаре. Просто представьте: незнакомая компания для новых участников, кто-то любит поговорить, а кто-то — не особо разговорчив, к тому же адские погодные условия. Конечно, терпение верно опускается к нулю. Наш участник начал постепенно сдаваться. Донесли до него мысль, что в такой ситуации сейчас все. Мы, можно сказать, на одной подводной лодке. Жарко, тяжело, но нужно это принять и доехать до цели. Поэтому, как только начинается психоз, мы быстро стараемся это «купировать», разговаривать. Встряхивать кого-то в прямом смысле не приходилось — людей не били, слава Богу.
Можете ли вы назвать примерные затраты на путешествие?
— За 30 дней мы можем проехать пять-семь тысяч километров. Финальная сумма затрат, включающая проживание и дорогу, достигает 450-500 тысяч рублей.
Допустим, не многие рискнут путешествовать вне страны. Топ-3 места, где стоит побывать в России?
— Первое место — Алтай. Его лично люблю. Чтобы хорошенько себя проверить — Эльбрус. Также можно съездить на Дальний Восток, на Камчатку. К сожалению, на ней я еще не был, однако очень хочу посетить.
Какие планы у вас на 2024 год?
— Планируем проехать весь Ближний Восток и попасть в Южную Америку — это будет большой рывок для нашей неторопливой и тщательной экспедиции. Также надеемся, что мы немножечко продвинемся в бизнесе и охватим новые сферы.
Елизавета Михайлова
Фотографии предоставлены Алексеем Камерзановым