Меню

Непонимание различий продакт и проджект-менеджмента снижает эффективность бизнеса

Автор фото: Роман Барников. Иллюстрация: nsk.dk.ru

«Большинство организаций, включая их сотрудников, думают, что если они разрабатывают какой-то продукт, то они — продуктовая компания. Однако это не так».

Серийный предприниматель Арсений Санташев

— Сейчас невозможно представить нашу жизнь без какого-либо приложения, цифрового решения или онлайн-магазина. Пара кликов — и вуаля. Однако создание любого продукта (цифрового) — это очень трудоемкий процесс, непонятный большинству людей. За этим стоят целые продуктовые команды, но сегодня мы поговорим не об этом, а об отсутствии понимания фундаментальной разницы между продакт-менеджментом и проджект-менеджментом.

Прежде, чем написать эту статью, я лично просмотрел более 200 вакансий на позицию продакт-менеджера и был поражен размером этой проблемы. Большинство организаций, включая их сотрудников, думают, что если они разрабатывают какой-то продукт, то они — продуктовая компания. Однако это не так.

На самом деле их рабочий процесс выстроен по принципу работы ИТ-фирм, занимающихся разработкой сайтов, приложений или какого-либо программного обеспечения под заказ. В таких компаниях вам выдают типичную дорожную карту с приоритетным списком фич или проектов. Обычно это кто-то «сверху» или несколько стейкхолдеров (не путать с держателями акций), которые собираются раз в квартал и говорят, мол, чтобы мы могли выполнять свою работу / чтобы клиенты были довольны / чтобы что-то там еще, нам нужны эти фичи.

После чего вы собираете документацию, пишете техзадание для дизайнера и команды разработчиков, планируете спринты, заносите это все в какую-нибудь канбан-доску и начинаете следить за выполнением работы. Это называется проджект-менеджментом, а административные роли выполняет проджект-менеджер. Все решения принимаются либо высшим руководством, либо стейкхолдерами.

А теперь сравните это с продуктовой компанией. Вместо того чтобы членам команды выдавать дорожную карту со списком фич, им говорят о проблемах, которые нужно решить. Это может быть проблема пользователей (например, снизить время онбординга с 10 дней до одного) или проблема компании. Затем команду наделяют властью, чтобы она нашла наиболее эффективное решение проблемы.

Ключевая фигура здесь — продакт-менеджер, который обладает совершенно другим набором навыков и знаний, нежели проджект-менеджер. Найти решение гораздо сложнее, чем реализовать просто фичу, потому что оно должно быть ценным для пользователя, который сможет разобраться, как его использовать, а инженеры смогут его разработать, и наконец, это решение будет жизнеспособным и могущим принести успех бизнесу.

Горькая правда заключается в том, что большинство руководителей просто не умеет работать по-другому и пытается натянуть проджект-менеджмент на продакт-менеджмент. Это сразу видно по тем задачам, которые прописаны в их вакансиях. Настоящий продакт-менеджмент — это не работа над очередными фичами/хотелками, пришедшими «сверху» от стейкхолдеров или высшего руководства, а решение конкретных пользовательских проблем, которые были обнаружены и реализованы именно продуктовой командой.

Одной короткой статьей, конечно, не научить всему, но я надеюсь, что она сможет стать отправной точкой для переосмысления вашего подхода к созданию продукта.