Меню

«Запреты ради защиты дорожного полотна в межсезонье нужно вводить точечно и обоснованно»

Иллюстрация: НО «СОЮЗЦЕМЕНТ»

Устанавливать запреты для транспорта, осуществляющего перевозку стройматериалов (в том числе цемента), целесообразно только при наличии объективных причин, считают в НО «СОЮЗЦЕМЕНТ».

Исполнительный директор НО «СОЮЗЦЕМЕНТ» Дарья Мартынкина

С началом весны многие регионы нашей страны вводят ограничения по массе и нагрузкам на оси транспортных средств. Но запреты, призванные защитить дорожное полотно в межсезонье, необходимо вводить точечно и обоснованно.

На протяжении нескольких лет доля цемента, доставляемого заказчикам автотранспортом, растет. В 2023 г. показатель достиг 61% от общего объема потребления строительного материала машины увезли на стройплощадки 39,8 млн тонн. Около 40% грузов цементной отрасли, транспортируемых по железной дороге, доставляется до конечных пунктов автомобильным транспортом (и это без учета перевозок в виде бетонов).

Есть все основания полагать, что в дальнейшем услуги по автодоставке цемента будут набирать популярность. А значит, увеличится и ущерб, который наносят потребителям и производителям базового стройматериала сезонные ограничения по массе и нагрузкам на оси транспортных средств. С 2018 г., по решению Минтранса России, их не вводят на федеральных автотрассах. Однако на дорогах регионального и межмуниципального значения подобные запреты по-прежнему действуют — власти субъектов РФ устанавливают их на свое усмотрение.

Согласно разъяснениям, полученным НО «СОЮЗЦЕМЕНТ» от Минтранса России, решения о введении ограничений должны приниматься по каждой автомобильной дороге на основании измерений фактической температуры, глубины промерзания грунта, величин прогибов дорожного полотна. Но на практике запреты нередко устанавливают не индивидуально по определенному дорожному объекту, а списком и без учета рекомендаций Минтранса России. Это прослеживается в результате анализа уже принятых решений, когда ограничения вводятся по территориям, а не по конкретным дорожным объектам или их участкам. Вызывает вопросы и то, как при этом проводятся и документируются измерения фактической температуры, глубины промерзания грунта, величины прогибов дорожного полотна.

«СОЮЗЦЕМЕНТ» предложил Минпромторгу России направить в органы власти субъектов РФ обращение о необходимости принятия обоснованных решений о введении сезонных ограничений движения по автомобильным дорогам в весенний период с неукоснительным соблюдением требований к процедуре формирования обоснований. Устанавливать запреты для транспорта, осуществляющего перевозку строительных материалов (в том числе цемента), целесообразно только при наличии объективных причин. Как указывает Минтранс России, принимать такие решения необходимо обоснованно и для конкретной дороги либо ее участка.

Если региональные власти будут следовать данным рекомендациям, это станет дополнительной мерой поддержки для всего отечественного стройкомплекса. Как подсчитали аналитики консалтинговой компании СМПРО, отмена ограничений для движения автотранспорта в апреле и мае приведет к увеличению поставок цемента на 1,75 млн тонн (15% от потребления цемента за указанный период), а это тот объем, который так нужен в разгар строительного сезона. Для девелоперов 1,75 млн тонн цемента — значительный объем, позволяющий построить около 8 млн кв. м жилья в год.