Основаниями блокировок часто становятся нарушения авторских прав, когда используют чужие фотографии, карточки, или нарушения прав на товарные знаки, когда используют одинаковые или сходные названия.
Директор Сибирь Патент Александра Болотова
— С копированием чужих фотографий/карточек все понятно — чужое брать нельзя, даже если это находится в «свободном доступе» в интернете. У любой картинки и фотографии есть автор, который должен дать разрешение на ее использование. Фотографии, тексты, картинки охраняются авторским правом, за нарушение которого предусмотрена компенсация до 5 млн руб.
С товарными знаками также нужно быть внимательными. Часто предприниматели закупают товары на разных китайских сайтах, не подозревая, что могут нарушить чужие товарные знаки, когда речь не идет об известных всем брендах, как, например, Calvin Klein. Надписи на упаковках или этикетках товаров — например, «men’s look», «ASL», «primehobby» — иногда не вызывают беспокойства у предпринимателей. Тем временем такие обозначения могут быть сходны с чужими товарными знаками.
Например, к нам обратилась девушка, которая решила торговать на WB и закупила женское белье. Она выбрала товар по качеству и цене, но не обратила внимание, что на этикетке товара была надпись «secret love». Она успела продать всего трое трусов и сразу получила иск миллион рублей от правообладателя товарного знака «LOVE SECRET underwear». Причем правообладатель этого товарного знака активно отслеживает использование другими предпринимателями схожих слов на аналогичных товарах, и сейчас им подано более 100 исков по всей России, суммы компенсации составляют от 100 тыс. до миллиона рублей.
Сегодня найти нарушителей на маркетплейсах очень легко, поэтому многие предприниматели, выходя на WB и не проведя поиск по товарным знакам, очень рискуют. А незнание о существовании сходного товарного знака не освобождает от ответственности, причем блокировка карточек — это часто самое безобидное, что происходит с предпринимателями.
Мало кто знает, что зарегистрированными товарными знаками могут быть и популярные фразы, и мемы: например, «Богиня — это состояние души», «Папа — это вам не мама», «Чисто снять стресс», «Ведьмы не стареют» и т.д. За использование этих надписей на футболках, носках, кружках можно получить иск на неприятную сумму.
Например, к нам обращался предприниматель, получивший иск на 1,4 млн руб. за продажу носков с надписью «Суетолог». Мы часто в таких случаях решаем задачу клиента направлением встречной претензии и аннулированием товарного знака, если находим основания. Но лучше выигранного судебного дела, которое часто длится не один год, то дело, которого не было вообще, так как это экономит деньги и нервы клиента.
Поэтому мы рекомендуем перед выходом на WB или OZON провести проверку по базам данных товарных знаков и заявок и удостовериться, что вы не нарушите чужих прав.