Меню

Север, зэки, радиомачта и две авиакатастрофы. Новая история места в Новосибирске

Автор фото: Роман Барников. Иллюстрация: https://nsk.dk.ru/

Новая часть цикла рассказов об истории мест Новосибирска от краеведа Константина Голодяева показывает, насколько плохо мы знаем свой город, и как много стирается из исторической памяти.

Место с историей

Сегодня наш с вами краеведческий интерес ведет на север. Эту окраину нашего мегаполиса (от улицы Курчатова и дальше) лучше рассматривать комплексно, так как из-за близкого соседства ее история тесно переплетена. Район этот издавна был частью огромного Приобского бора. Ближайший тракт проходил в пяти верстах восточнее, через село Каменку. А на запад к Оби находилась деревня Мочище. Земля была в пользовании крестьян этих старожильческих поселений, в среднем от 10 до 14 десятин на душу.

Лесной суглинок и супесчанный чернозем с содержанием гумуса до 10% прекрасно подходили для сельского хозяйства. Официально земляная межа между селениями проходила по речке Большая Ельцовка (ныне 2-я Ельцовка). На 1782 г. Каменка и Мочище относились к Чаусскому ведомству, в XVIII веке перешли в Кривощековскую волость Томского округа, а с ее ликвидацией при начале строительства железнодорожного пути появилась и Каменская волость.

Земельная межа по Большой Ельцовке. 1907 г. (Новосибирский краеведческий музей)

С образованием в 1921 г. Новониколаевского уезда поселки вошли в него, где находятся и по сей день. Только теперь это Новосибирский сельский район.

Сам город стал использовать эти земли с начала 1930-х. В 1931-м на пригорке за железнодорожным блокпостом (ныне Иня Восточная) была смонтирована деревянная мачта для опытной эксплуатации широковещательного радиопередатчика РВ-76 мощностью 100 кВт. На тот момент это была третья по мощности станция в СССР (после Москвы и Колпино). На окружающем поле также разместили систему антенно-мачтовых сооружений. Трансляция велась на территорию от Урала до Дальнего Востока. Строго режимный объект был назван «Радиостанция №1».

Мачта Радиостанции № 1. 2000-е. (radiomap.eu)

Десятки лет это было самое высокое сооружение на территории Новосибирской области. Мачта радиостанции притягивала самолеты: в 1938-м в нее врезался биплан (кукурузник), а в декабре 1945 г. — американский «Дуглас С-47», совершавший пассажирский рейс по маршруту Улан-Батор — Красноярск — Новосибирск — Свердловск — Москва. Блуждая в тумане, экипаж принял прожекторы радиостанции за посадочные огни аэродрома «Новосибирск», пошел на посадку, на высоте 50 метров зацепился правым крылом за стальную расчалку мачты, обрезал крыло, перевернулся, рухнул и загорелся. Погибли все находящиеся на борту 16 человек (12 пассажиров, в том числе 3 ребенка и 4 члена экипажа). Памятника трагедии, конечно, нет — о ней предпочли забыть.

Дуглас С-47. Катастрофа 1947 г. (shnyagi.net)

Наверху Радиостанции № 1. 2000-е. (radiomap.eu)

После этого случая конструкцию заменили на металлическую, доведя ее высоту до 205 метров — даже выше, чем телебашня на левом берегу Оби. В 2004 г. вещание было прекращено, еще через три года было демонтировано большинство окружающих антенн, а неиспользуемая мачта стала предметом игр местных мальчишек. В 2019 г. демонтировали и ее. Корпуса бывшей радиостанции (ул. Подневича, 23) пока пустуют.

Фрагмент карты Новосибирского района 1932 г. (Музей Новосибирска)

На карте 1932 г. мы видим первые, еще сельские, но уже подведомственные образования — совхоз «Спартак» и немного западнее — совхоз ЗВК ОГПУ молочно-овощного профиля. ЗВК ПП ОГПУ — это закрытый военный кооператив органов политуправления (позднее он стал называться №1 НКВД). Здесь на постоянные сельхозработы были привлечены заключенные, которые выращивали картофель, капусту и другие овощи. Ближе к радиостанции находилось плодоягодное отделение совхоза. Здесь разводили малину, клубнику, смородину, облепиху. Урожай шел на стол ответработников, прикрепленных к спецраспределителям, часть овощей поставлялась в лагеря заключенных. В районе сегодняшнего ж/м «Ключевой» и сегодня много диких зарослей той облепихи.

Для накопления воды в целях орошения земель 2-я Ельцовка была перегорожена, образовался большой пруд, названный по имени совхоза — «Спартак», который и сегодня служит жителям жилмассива местом отдыха.

Строительство плотины в совхозе № 1 ЗВК ПП ОГПУ. 1930-е г. (Новосибирский краеведческий музей)

Озеро Спартак. 2010 г. (ru.wikipedia.org)

Работниками в совхозе были семьи раскулаченных, потом к ним добавились немцы, выселенные из Поволжья, бывшие политические заключенные, которым был запрещен выезд из Сибири. Конечно же, и вольнонаемные, для которых строились деревянные бараки.

Жили все они неподалеку: часть — в «кулацком поселке» (известном нам как Северный), часть — в «немецком» (Ключевой). Уйти с работы на «вольные хлеба» было невозможно: паспорта хранились в конторе, работали за трудодни, жили практически натуральным хозяйством. Старожилы говорят, что совхоз в шутку называли «Кубой». В смысле рабского труда и замкнутости. Кроме того, они рассказывают, что некоторым немецким военнопленным удалось избежать общей депортации в Германию в 1948 г. Каким-то образом им разрешили жениться на российских немках и остаться работать здесь, в пригородных совхозах.

Северный посёлок 1960-е г. (nsk-kraeved.ru)

В годы войны на ул. 2-я Бородина (ныне Игарская) была построена большая база для хранения овощей, официально — Овощная база No 4 ОРСа. Здесь находился целый ряд складов — облисполкома, плодовощторга, заводские. В 1950-е годы сюда завели маршрут городского автобуса № 4, три десятилетия остававшегося единственным. Конечная остановка его так и называлась: Северный поселок или Овощехранилище. Сейчас маршрутов несколько, но конечная та же.

После смерти Сталина, в 1955 г., центральную усадьбу совхоза НКВД перенесли ниже по Ельцовке, на территорию бывшего учебного хозяйства сельхозинститута. С 1 января 1956 г. сам совхоз был передан Министерству среднего машиностроения и стал подсобным хозяйством завода № 80 (НЗХК), в 1969-м получил название «совхоз Пашинский». Его территория была огромной, а центральная контора находилась в «Садовом».

Часть земель была передана под организацию поселка для работников оборонных предприятий. Участки под застройку нарезали по тем временам щедро — по четыре с половиной сотки, да еще и предприятия помогали: транспортом, материалами. Четкая, по-воински строгая, планировка поселка хорошо видна на аэроснимке американского шпиона, сделанном летом 1965 г. Здесь открывается еще одна версия названия «кулацкого» поселка. Старожилы приписывают ее директору завода НЗХК Павлу Семеновичу Власову, который, выступая перед жителями нового поселка, призвал их строить хорошие дома: «Стройте дома такие, какие раньше у кулаков были. Не надо строить лачуги!». Но все-таки это «прикрытие», ведь, как мы уже говорили, поселок этот имел свое название еще до войны.

Северный посёлок. 1965 г. Фрагмент аэрофотосъёмки г. Новосибирска. (spymaps.spac)

Оттепель 1960-х откликнулась и в факте, что поселенцам было позволено самим выбрать названия новых улиц. Так появились Оптическая, Генераторная, Электронная, названные работниками, соответственно, заводов «Экран», «НЗХК» и «Севера». Другие улицы названы в честь русских литераторов — Фадеева, Бунина и Полежаева, певца Шаляпина, а также регионов страны: Карпатская (быв. Северная), Ферганская (быв. Полевого), Тамбовская, Карельская, Тайшетская, Илимская и др.

Хор церкви Христиан Адвентистов Седьмого Дня. Подольск. 2010-е г.  (ytimg.com)

На ул. Целинной, 1 во второй половине 1980-х официально открылась церковь Христиан Адвентистов Седьмого Дня, которая после гонений вышла из полулегального положения. Первые годы жителям Северного были в диковинку чистота и порядок на территории протестантов. Бывали даже некоторые конфликты на этой почве. Сегодня эта церковь здесь не работает.

До недавнего времени жители ул. Фадеева и близлежащих улиц боролись с крупной цыганской диаспорой, развернувшей в поселке широкомасштабную торговлю суррогатным алкоголем и наркотиками. Но и этот вопрос решили. Сейчас Северный — спокойный микрорайон.

Микрорайон Родники. 2010-е г. (flectone.ru)

А наш путь лежит на «Снегири» и «Родники», но путешествие туда ожидает нас в следующей статье.

Научный сотрудник Музея Новосибирска Константин Голодяев