Меню

«Любое производство наносит вред природе, если не минимизировать его последствия»

На фото –– руководитель развития ТМ «Чистая Планета» Анастасия Орлова. Иллюстрация: Предоставлено Анастасией Орловой

«Быть эко — это не про тренд и не про моду, это вообще не про сегодня. Это про завтра, про будущее наших детей и внуков, про сохранение для них удивительной природы Байкала и Алтая».

«Чистая Планета» –– это относительно молодой российский бизнес, построенный на принципах устойчивого развития. У компании –– современное производство мощностью до 1500 т в месяц, собственная сеть фирменных магазинов бытовой химии и средств гигиены на розлив, широкая товарная матрица разливного и фасованного продукта, а также много запросов на сотрудничество как по РФ, так и из стран ближнего зарубежья (есть представительства в Казахстане и Узбекистане). В компании считают, что экологичность –– это не тренд и мода, а образ жизни и вклад в общее будущее. И обязанность любого бизнеса –– минимизировать ущерб природе и сократить свой пластиковый след.

Руководитель развития ТМ «Чистая Планета» Анастасия Орлова рассказала «Деловому кварталу» о непростом пути экокомпании в РФ, разумном потреблении и воспитании осознанности, инструментах сохранения природы и полезных экопривычках.

 

Была ли «Чистая планета» сразу экологичной, или к этому пришли постепенно?

–– Компания появилась в Новосибирской области в 2019 г. как небольшое локальное производство. Вообще, концепция разумного потребления была заложена в платформу бренда изначально, но было бы неверно сказать, что мы отталкивались именно от нее. Идея родилась совсем не из романтичных, а скорее бытовых потребностей: тогда, как и сейчас, был весьма актуален вопрос стоимости средств на полках. И не только в срезе «дешево –– дорого», но и в соотношении «цена –– состав –– качество». Вся наша команда как прямой потребитель бытовой химии отчетливо видела этот дисбаланс, когда покупателю, по сути, предлагалось только два варианта: либо масс-маркет с демократичной ценой и сомнительным содержанием, либо реально экологичные средства, но с «космической» стоимостью. Такой перекос и подал нам идею выйти на рынок с продуктом, основанным на гармоничном союзе вечных ценностей и нарастающих трендов потребительского поведения: доступности, безопасности, качества, осознанного потребления и индивидуальности.

Однако мечты столкнулись с реальностью. Разработать достойный продукт было не так уж сложно, но цена упаковки, привлекательной этикетки, маркетинга и рекламы составляла более 70% стоимости продукта. Только подумайте: больше половины цены отличного средства съедает совершенно ненужная мишура! Это и навело создателей компании на идею, которая легла в основу дальнейшей стратегии развития бренда, –– реализации продукта на розлив. Конечно, мы очень рисковали, но любой риск рождает потенциал возможностей, и у нас получилось их реализовать.

 

И что же случилось дальше?

–– Наша концепция, когда в магазин за мылом или гелем для стирки можно прийти со своей тарой, –– как в СССР люди ходили за молоком и сметаной, –– нашла колоссальный отклик. И хотя формат розлива для молодого поколения покупателей был в новинку (он и сейчас многих шокирует), но за счет кропотливой работы с обратной связью, правильных консультаций покупателя мы увидели, как люди все больше проникаются идеей осознанных покупок. Сегодня почти каждый второй постоянный покупатель приходит со своей тарой.

 

В чем именно выражается забота «Чистой планеты» об экологии? Чем компания отличается от остальных производителей бытовой химии?

–– На самом деле людям важно знать, что налито в канистру с глянцевой этикеткой. Другое дело, что не все могут себе позволить покупать настоящие экосредства, которые не только безопасны, но и эффективны. Особенно это касается средств гигиены с широким составом натуральных питающих и увлажняющих компонентов. Наша концепция продажи на розлив позволяет людям с разной позицией, статусом и идеологией приобрести универсальный инструмент заботы как о себе и семейном бюджете, так и о природе. Она позволяет покупать сертифицированную продукцию по доступной цене и в нужном объеме –– хоть 100 граммов –– и прививает покупателю привычку не только экономить на таре, но и использовать ее повторно, тем самым минимизируя пластиковое загрязнение. Ведь чем больше людей использует пластик повторно, тем меньше потребности в создании нового.

Мы с самого основания бренда ставим во главу угла не клиента, не его кошелек, а именно человека и его потребности.

 

Пользуются ли спросом ваша продукция и способ производства у клиентов? Насколько им важна именно экологичность?

–– Конечно, да! В противном случае мы бы не разговаривали с вами сегодня. У нас есть не только собственная сеть фирменных магазинов, но и множество партнерских точек, открытых по франшизе, суммарно более 300. И порядка 40% наших партнеров зашли в проект, вдохновленные именно экологичностью концепции. Эта же идея разумного потребления и концепция оборотной тары очень заинтересовала одного из гигантов в секторе гипермаркетов –– АШАН Ритейл Россия (подразделение Auchan Retail). В конце прошлого года мы подписали эксклюзивное соглашение, в рамках которого «Чистая Планета» теперь открывает отделы бытовой химии на розлив в каждом «Ашане». Сейчас в рамках коллаборации мы открыли уже пять таких точек: в Новосибирске, Барнауле и Омске. На очереди –– Урал, Поволжье и Центральный федеральный округ.

Не менее внимательно к составам относятся и наши клиенты в сфере контрактного производства: их волнует не только стоимость килограмма продукции, и, как правило, предпочтение они чаще отдают средствам с наивысшим экологическим профилем.

Если говорить о простых покупателях, то тут уже сложнее оценить, что для них приоритетно при выборе продукции. Если положиться на наш сборный анализ, то в топ причин входят качество средств, доступная цена, безопасность составов и возможность покупки в свою тару. Кроме того, покупатели регулярно задают нам вопросы о том, какие мы используем поверхностно-активные вещества (ПАВ), загустители и консерванты, тестируется ли продукция на животных, можно ли на точках сдавать пластиковую тару и др. Так что все большему числу людей действительно важна экологичность.

 

Как считаете, есть ли в Новосибирске и в целом в РФ тренд на экологичность?

–– Мне кажется, что сегодня вопрос про тренд уже не стоит. Идея ответственности перед обществом, природой и будущими поколениями, которую бизнес добровольно возлагает на свои плечи, для большинства жителей городов-миллионников – нечто само собой разумеющееся. Сейчас проводится много экопроектов в Новосибирске, Екатеринбурге и даже маленьких региональных центрах: раздельный сбор мусора, правильная утилизация отходов, осознанное потребление. Мы видим, что на улицах появляется все больше разноцветных контейнеров, а в магазинах –– урны для сбора батареек.

Что касается потребительского поведения, то я бы сказала, что сейчас в топе тренд на осознанность. Люди стали больше обращать внимание на последствия необдуманных действий, в том числе о необходимости использования тех или иных привычных гаджетов и средств. А жить экологично уже становится привычкой не только для молодежи.

 

И все же на фоне плохо организованного в РФ раздельного сбора мусора и его переработки, отсутствия культуры сортировки мусора и др. не считаете свою деятельность «каплей в море»?

–– Невозможно покорить Эверест, если ждать, что тебя магическим образом телепортируют от подножья к вершине. Этот путь всегда начинается с первого маленького шага, и не всегда его получается пройти с первого раза. Но если быть настойчивым, то однажды ты увидишь рассвет над облаками, стоя на вершине горы. Так и здесь. Да, пока в России все еще недостает инструментов и осознанности. Но было бы несправедливо обесценивать труд тысяч людей, работающих в сотнях экопроектов и внедряющих в свою жизнь и работу предприятий экопривычки и экостандарты.

Чтобы не быть голословной, приведу пример. Начиная с 2020 г. наша компания участвует в ежегодной международной акции «Июль без пластика». Это мероприятие, призывающее людей на один месяц в году отказаться от пластика или начать внедрять свою жизнь «правило трех R»: Reduce, Reuse, Recycle. Что в переводе означает: «Сокращай потребление, используй повторно, отправляй на переработку». В поддержку акции мы устраиваем розыгрыш ценных призов среди покупателей, совершивших покупки в собственную тару в июле. Так вот, в первый год проведения акции у нас было около 3000 участников, во второй и третий –– 4687 и 5894 соответственно, в 2023 –– 7355 человек. А теперь посчитаем. В среднем семья за месяц использует на бытовую химию около четырех бутылок. Если учитывать только участников акции, купивших продукцию в свою тару у нас, то на повторное использование отправилось 83,7 тыс. ПЭТ и ПНД-упаковок. Это четыре тонны пластикового мусора, который в лучшем случае отправился бы на полигон, чтобы медленно там разлагаться 100-400 лет, отравляя все вокруг. Это тонны отходов, которые не попали в окружающие нас леса и реки и не стали причиной гибели флоры и фауны. Разве это капля в море?

 

Как вы думаете, не наносит ли природе вред то, что к ее ресурсам постоянно обращаются производители, в том числе и для производства экопродукции?

–– На мой взгляд, это вопрос скорее философской дискуссии. Любое производство наносит вред природе, если не минимизировать его последствия. Но не думаю, что человечество готово одномоментно взять и отказаться от всех благ цивилизации, перестать использовать электричество, носить одежду. Ведь для создания той же одежды выращиваются сотни культур на полях, и происходит обеднение их плодородных слоев. Даже при органическом сельском хозяйстве крайне сложно сберечь почвы. Это дорого и долго –– для полноценного восстановления некоторых потребуются годы. Именно поэтому так важно использовать любые, даже маленькие способы, позволяющие нивелировать ущерб. И такой комплекс мер, базирующийся на принципах устойчивого развития, когда удовлетворение потребностей человека происходит при сохранении окружающей среды и ресурсов, уже хорошо знаком не только мировому сообществу, но и российскому бизнесу –– это называется ESG-принципы (в переводе с английского: «Экология, социальная политика и корпоративное управление» –– прим. ред.).

 

Трудно ли быть экофрендли компанией в РФ и в Сибири в частности?

–– Быть экофрендли трудно не только в России. Но на самом деле все достижимо, и условия для этого в нашей стране есть. Это касается и законодательных норм, и инструментария, и разных локальных инициатив. Было бы желание. Стараясь придерживаться принципов устойчивого развития, мы в «Чистой Планете» выстраиваем множество процессов с учетом их потенциального влияния на природу и человека. Например, на 70% наша тара оборотна или биоразлагаема, что позволяет снизить количество отходов. Наши корпоративные клиенты и владельцы филиалов закупают продукт в одну и ту же ПНД-тару по несколько раз. Мы тщательно моем ее перед повторным использованием, осматриваем на предмет повреждений и отпускаем в ней товар до тех пор, пока это возможно. А некондицию направляем на повторную переработку или правильную утилизацию. Чтобы минимизировать воздействие на почву, вся наша производственная вода на выходе проходит через специальные фильтры очистки. Так что в канализацию на выходе у нас вода попадает фактически чище, чем поступает на входе.

В общем-то, мы постоянно внедряем те или иные изменения, которые позволяют нам быть экофрендли. В прошлом году наше производство прошло сертификацию ISO 9001.

 

Есть ли сложности с поиском экопроизводителей?

— У нас отлажены связи с поставщиками «зеленого» сырья для наших средств. Конечно, в основном это иностранные производители. Один из основателей бренда лично занимается поиском и установлением сотрудничества с ведущими мировыми производителями новейших биоразработок. Большинство наших компонентов имеет международные сертификаты, такие как ECOCERT COSMOS ORGANIC, EPA Safer Choice, USDA Bio Preferrend, EUROPEAN ECOLABEL.

Например, одна из них — синергетическая смесь запатентованных ПАВ на основе алкилполиглюкозидов, разработанных в США (биоразлагаемые, экологически чистые, безопасные и при этом очень мощные в борьбе с загрязнениями), которые используются в наших гелях для стирки. Конечно, это небюджетное решение, и цена такого состава разительно отличается. Но благодаря нашей концепции розлива мы можем продавать этот продукт по более доступной для потребителя цене, причем не в ущерб развитию бизнеса.

 

Какие проекты и акции экологической направленности вы реализуете в Новосибирске?

— Мы регулярно участвуем в коллаборациях по разным экоинициативам, например, по правильной утилизации. Сейчас рассматриваем возможность установки в наших магазинах специализированных пунктов по приему просроченных лекарств для их дальнейшей безопасной утилизации. Регулярно выступаем спонсором мероприятия «Чистые Игры», которое проходит в Новосибирской области. Локально наши магазины-партнеры проводят экоуроки в школах, участвуют в субботниках и др.

 

Есть ли у компании планы по уменьшению вреда окружающей среде?

— На данный момент глобальных планов нет. Сейчас мы в основном сконцентрированы на усовершенствовании текущих производственных процессов: энергосбережении, контроле отходов, фильтрации воды и др. Активно ищем альтернативные варианты для фасовки продукции. Также для нас все еще остро стоит вопрос по экологичной транспортировке продукции на дальние расстояния.

 

Почему для вас важна экотема?

— Помните, как в детской песенке «Прекрасное далеко» пелось: «А сегодня что для завтра сделал я?» Быть эко — это не про тренд и не про моду, это вообще не про сегодня. Это про завтра, про будущее наших детей и внуков, про сохранение для них удивительной природы Байкала и Алтая. Что может быть важнее, чем счастливое будущее детей?