Меню

Банк Точка: Количество ликвидированных торговых марок достигло рекордного максимума

Автор фото: Markus Winkler. Иллюстрация: https://unsplash.com/

За 2023 г. в РФ продано более 20 тыс. франшиз. Эксперты в видеопроекте «Точки над», посвященном франшизам, считают, что вклад франчайзинга в ВВП России может составлять до 10%, и ему есть куда расти.

Опираясь на данные Роспатента, эксперты банка Точка проанализировали более 800 тыс. товарных знаков, чтобы оценить текущие тренды на рынке франшиз в 2023 г. Согласно результатам исследования, динамика открытия франшиз в России положительная. Кроме того, растет качество бизнеса и доли продаж российских франшиз по сравнению с иностранными. 

Начиная с 2016 г., количество продаж новых франшиз демонстрирует среднегодовой прирост на уровне 7%. Но несмотря на общее увеличение, последние годы показали снижение: в 2021 г. было продано 21 992 франшизы, в 2022 г. — 20 228, и в 2023 г. — 20 025.

Особенно интересна динамика бизнесов, открытых по договорам коммерческой концессии. С 2016 г. количество таких бизнесов показало устойчивый рост, год к году увеличиваясь в среднем на 14%. Так, договоры коммерческой концессии продолжают быть востребованным механизмом для расширения и развития франчайзинга в России, несмотря на общие трудности рынка, отмечают эксперты.

Сегодня российский рынок франшиз представляет собой порядка 3000 компаний, при этом в российском законодательстве до сих пор отсутствует термин «франчайзинг», что создает определенные сложности со сбором статистики в этом сегменте. Тем не менее, различные исследования по косвенным признакам сходятся в том, что рынок растет на 5-10% ежегодно за последние несколько лет, — рассказал лидер направления франчайзинг в Точке Максим Фролов.

Согласно данным исследования, в 2023 г. на каждую новую зарегистрированную торговую марку приходилось 37 прекращений действия существующих. Это, как отмечают эксперты, — продолжение тренда, начавшегося в 2017 г., когда количество ликвидаций торговых марок впервые превысило количество регистраций. С тех пор количество действующих компаний, продающих франшизы, ежегодно уменьшается. В 2023 г. было зарегистрировано всего 637 новых торговых марок, в то время как количество ликвидированных достигло 23 520.

В исследовании необходимо учитывать, что статистика по регистрации и ликвидации торговых марок не всегда напрямую отражает динамику развития франчайзинга, отметили специалисты. Хотя количество зарегистрированных и ликвидированных торговых марок — важный индикатор активности на рынке, эти данные не связаны напрямую с успехом или неудачей франчайзинговых операций. Товарный знак с проданной на него франшизой — условно успешный знак.

Из 637 новых зарегистрированных торговых знаков в 2023 г. 239 смогли продать как минимум одну франшизу в тот год. Суммарно за 2023 г. новые торговые знаки продали 510 франшиз. Из них 157 франшиз было открыто посредством договоров коммерческой концессии, принадлежащих 14 различным торговым маркам.

Если 10 лет назад, в 2013 г., доля товарных знаков, зарегистрированных больше трех лет в Роспатенте, составляла 73,1%, то в 2023 г. — 92,4%, подсчитали аналитики и сделали вывод: бизнес живет дольше — можно сказать, что растет его качество.

Тренд на снижение количества проданных иностранными франчайзерами франшиз начался еще в 2021 г., когда 84% проданных франшиз принадлежало российским франчайзерам и только 16% — зарубежным; в 2022 г. соотношение было 90% на 10%. 

Сейчас доля российских франчайзеров продолжает расти. В 2023 г. 92% всех проданных франшиз приходится на российские компании, что свидетельствует об укреплении позиций внутренних брендов на фоне ухода иностранных игроков. В то время как доля иностранных франчайзеров снизилась до 8%. 

Рост рынка франчайзинга в РФ на фоне сокращения иностранных участников в целом говорит об экономической самодостаточности: усиление импортозамещения в различных отраслях создает благоприятные условия для развития местных брендов. А это открывает новые возможности для предпринимателей и инвесторов, — отметил Максим Фролов. 

Анализ доли закрытых франшиз показывает изменения в структуре рынка: в 2021 г. 73% ликвидаций франшиз приходилось на российских франчайзеров и 27% — на иностранных. В 2022 г. соотношение составило 59% на 41%. Однако в 2023 г. процент закрытых франшиз российскими франчайзерами снова увеличился до 68%, при 32% у иностранных. Это не выбивается из тренда последних десяти лет и указывает на постоянное присутствие и адаптацию иностранных франчайзеров на российском рынке, заключили экссперты.

Топ-10 компаний с самым большим количеством действующих франшиз (на февраль-2024)

  1. 1С      
  2. Инвитро        
  3. Гемотест      
  4. Subway          
  5. Консультант Плюс  
  6. Хеликс          
  7. Додо  
  8. Пив&Ко        
  9. 33 Пингвина 
  10. Surf Coffee