Аналитический центр НАФИ и Фонд Росконгресс изучили культурный код российских городов-миллионников, опросив горожан. Новосибирск по степени выраженности культурного кода занял последнее место.
Изучив мнение жителей, аналитики выяснили, что 54% новосибирцев удовлетворены обликом своего города. 28% опрошенных считают город безопасным, 33% — комфортным, а 10% — экологичным.
Важной составляющей исследования стало формирование набора элементов культурного кода для каждого города. Для Новосибирска такими элементами стали варенье из шишек, Митя Фомин, Александр Пушной, Борис Богатков, Николай Грицюк, Пелагея, Шура, ПКиО Заельцовский, Новосибирский зоопарк, Обское море, 2GIS, СДЭК, S7 Airlines, Сибирские пельмени, Кириешки, Фестиваль снежных скульптур, Авиашоу на аэродроме Мочище.
Эксперты указывают, что интеграция культурного кода в развитие городов позволяет сделать их более привлекательными для туристов и инвесторов. По текущим оценкам, жители Новосибирска считают свой город очень привлекательным:
— В городе есть уникальные здания, являющиеся его визитной карточкой (с этим согласны 74% жителей).
— В городе ярко выделяются элементы, связанные с его культурным наследием (34%).
— Город и регион славятся уникальными природными здравницами (33%).
Исследование также показало, что 92% жителей Новосибирска поддерживают более сильную интеграцию элементов культурного кода в облик города. Это, по их мнению, будет лучше подчеркивать его уникальность и особенность.
По итогам анализа степени выраженности культурного кода во всех городах-участниках была проведена их сегментация, включающая три группы: Самобытные города, задающие тренды для других; Города с запросом на обновление культурного кода; Города потенциального развития культурного кода. Новосибирск занял 17 место.
Новосибирск — столица Сибири и третий по величине город России — обладает уникальным потенциалом для развития своего культурного кода. Перспективы развития продиктованы промышленной историей региона, создавшей разрозненность облика — городу, по мнению жителей, не хватает единого стиля. У горожан выражен запрос на повышение экологичности, безопасности и комфортности городской среды. Природный ресурс, которым располагает Новосибирск, может стать источником вдохновения для художников, архитекторов и дизайнеров, побудив их создавать произведения искусства и архитектуры, отражающие неповторимый характер и дух Сибирского региона, — отметила директор направления маркетинговых исследований Аналитического центра НАФИ Наталья Кузнецова.
Исследование проведено Аналитическим центром НАФИ в мае 2024 г. CAWI (интернет-опрос). Сбор данных осуществлен с помощью исследовательской панели НАФИ Тет-о-Твет в 17 российских городах (Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург, Казань, Красноярск, Нижний Новгород, Челябинск, Уфа, Самара, Ростов-на-Дону, Краснодар, Омск, Воронеж, Пермь, Волгоград, Пушкин (Ленинградская область).
В исследовании приняли участие 5100 жителей городов с численностью свыше миллиона человек и жители г. Пушкин (для апробации методики изучения культурного кода как в больших, так и в малых городах) старше 18 лет. Выборка репрезентировала взрослое население каждого города по полу и возрасту.