«Приблизительно 6 млн человек занято на стройках России. Казалось бы, людской ресурс неисчерпаем, но парадокс: отрасль задыхается от нехватки кадров». Как решать задачу?
Основатель проекта «Сообщество практиков» Григорий Котомин
Что происходит на кадровом рынке?
Приблизительно 6 млн человек занято на стройках России. Казалось бы, людской ресурс неисчерпаем, но парадокс: отрасль задыхается от нехватки кадров. Демографическая яма, геополитическая ситуация, конкуренция за кадры с другими отраслями, масштабный рост темпов и объемов строительства, низкая производительность — вот лишь некоторые из факторов, размывающих кадровый фундамент строительной отрасли.
Работодатели ведут жесткую конкуренцию за квалифицированных сотрудников как на рабочие, так и на менеджерские позиции, но люди не спешат выстраиваться в очередь. Возраст основной части сотрудников в стройке — от 35 лет. Молодое же поколение, которое сейчас только выбирает свой профессиональный путь, не рассматривает эту отрасль для работы. Опросы учащихся на тему наиболее привлекательных отраслей для выбора будущей профессии показали, что строительную отрасль отметили лишь 12% участников. В топе — ИТ (49%), банки (36%), искусство, культура и развлечения (29%), образование (27%), реклама и маркетинг (27%). Стройка не входит даже в первую десятку. И это огромная проблема.
Соответственно, кадровые прогнозы весьма печальны: со временем на смену нынешним сотрудникам будет некому прийти. А те единицы молодых специалистов, которые все-таки выбрали стройку, по факту оказываются совершенно неподготовленными к реалиям работы в этой отрасли. Последствия всего этого в итоге затронут не только строительную отрасль, но и повлияют на экономику всей страны.
Новосибирская область остается безусловным лидером по объему строительства жилых домов по СФО. Также в пятерке лидеров с существенным отрывом — Красноярск, Иркутск и Алтайский край.
2025 г. будет рекордным (3 775 000 кв. м по сравнению с 2 284 000 кв. м в 2024 г.) для СФО по объемам ввода в эксплуатацию. Это значит, что на данный момент значительное количество объектов находится в активной фазе строительства, что создает максимальную загрузку производственных мощностей строительных компаний в регионе и стимулирует поиск новых возможностей и резервы для того, чтобы остаться в сроках и выполнять обязательства перед жильцами.
Привлекательность рынка СФО подтверждается и планами федеральных застройщиков по выходу в регион. Например, ГК Самолет анонсировала покупку земельных участков и наращивание портфеля проектов в Новосибирске, на рассмотрении — города-миллионники и крупные районные центры. Застройщики-лидеры в СФО продолжают экспансию в Санкт-Петербург и Москву на высокомаржинальных и конкурентных рынках, которые требуют высокой эффективности, компетенций в управлении проектами на удалении от штаб-квартиры, способности конкурировать за клиента с крупными столичными игроками.
Что это значит в части работы с кадрами?
- Необходимость наращивать ресурс на стройках в СФО, чтобы обеспечить рекордный ввод квадратных метров. Резервов нет, кадровый голод — это общая проблема. Поэтому резервы нужно искать в повышении производительности, эффективности процессов, лидерстве в издержках, продуктивной работе с поставщиками и подрядчиками.
- Важно выигрывать конкуренцию с федеральными игроками за кадры и в своем регионе, и на новых для себя рынках. Всем нужны руководители проектов, инженеры-проектировщики, инженеры ПТО. Нанимать всегда дороже, чем удерживать. Поэтому в полный рост нужно разворачивать программы кадровых резервов, корпоративного обучения и повышения квалификации сотрудников.
- Помнить, что СФО — источник трудовых ресурсов для нефтегазовых и добывающих промыслов, плюс вектора на Восток и дальнейшая индустриализация будут требовать новых ресурсов. А значит, кадровое обеспечение становится стратегическим приоритетом для строительных компаний региона.
Одна из главных причин непопулярности строительной отрасли среди кандидатов — ее устаревший имидж и глубокая консервативность. Для решения проблемы в долгосрочной перспективе необходимо пересмотреть сам подход к работе и создать новый имидж для всей индустрии. Отрасли как никогда нужен ребрендинг, новая «упаковка», которая привлечет внимание и повысит лояльность нынешних и потенциальных сотрудников, особенно молодого поколения. На их выбор профессии сегодня во многом влияют родители, а также текущие тренды, мода на «глянцевость» и всеобщую эстетику. Нужно менять отношение родителей, студентов, детей к строительной отрасли, повышать ее привлекательность.
Существует множество предубеждений и стереотипов, с которыми просто никто не работает. Стройка проигрывает имиджевую битву модным потребительским индустриям. В представлении молодого поколения работа на стройке — это грязь, пыль, спартанские условия и тяжелый неблагодарный труд. А на контрасте — модные прогрессивные индустрии с их гибкими графиками, стильными офисами и обещаниями быстрого карьерного и финансового роста. Выбор вполне очевиден. Вместо образа грязной, тяжелой и опасной работы следует показать творческий потенциал карьеры в стройке, возможности саморазвития, карьерного роста и достойного заработка, участия в создании уникальных проектов, меняющих облик городов.
И здесь крупным компаниям нужно объединить усилия и направить ресурсы не только на поддержание собственного бренда и имиджа, но и на создание и развитие бренда целой отрасли — современного и технологичного. Выбирать правильные посылы и каналы для их трансляции в зависимости от интересов и предпочтений целевой аудитории. Например, в стройке много вахтовой работы по всей России, а у молодых ребят есть запрос на проектную занятость, отсутствие привязки к офису, путешествия. И это можно грамотно использовать для привлечения сотрудников.
В рамках этой трансформации не обойтись и без системных изменений в образовании. Устаревшие программы требуют обновления с акцентом на практические навыки и современные технологии. Люди, приходящие на стройку, должны быть готовы не только к работе «руками», но и к работе с людьми, к управлению командами и решению нестандартных задач. На деле же выпускники строительных колледжей и ВУЗов, полные энтузиазма и мечтающие возводить небоскребы, сталкиваются с суровой реальностью. Строительная площадка далека от романтики, это очень требовательный мир, где нужно уметь руководить людьми, решать конфликты и работать в условиях стресса.
Также важно развивать обучение и повышение квалификации специалистов на местах. Одним из инструментов здесь может стать формирование отраслевых и локальных экспертных сообществ и встреч для горизонтального обмена опытом, создание нового формата профессионального коллективного просвещения. В рамках таких сообществ участники смогут открыто делиться опытом, обсуждать и тестировать новые технологии и решения, получать обратную связь по предложенным идеям от коллег.
Запуск процесса изменений еще во многом осложняется тем, что никто не хочет быть первым. Мы называем это «Эффект Гагарина» — страх первенства и неопределенности. Работодатели опасаются вкладывать ресурсы в развитие отрасли, в развитие сотрудников, не хотят растить потенциальные кадры для конкурентов, боясь потерять свои инвестиции. В итоге отрасль топчется на месте, а дефицит квалифицированных кадров только усугубляется.
Наблюдая за тем, что происходит, могу сказать, что бессмысленно искать счастья «за морем» — нужно взращивать специалистов внутри. Вместо того чтобы заманивать иностранных рабочих, необходимо создать благоприятную почву для роста отечественных специалистов: вкладываться в формирование позитивного имиджа отрасли, обучение сотрудников, развитие навыков, повышение квалификации, создавать достойные условия труда.