Меню

Мастермайнды, или форум-группы: как собрать и проводить, а главное — зачем?

Иллюстрация: Предоставлено спикером

Сегодня мастермайнды или форум группы пользуются невероятной популярностью у бизнесменов и предпринимателей. Формат этот сам по себе не новый и существует уже порядка 100 лет.

Сооснователь коммуникационного агентства Vizluv, соавтор проекта «8 пятниц» (мастермайнды для предпринимательниц) Юлия Савина

— Первые упоминания о такой группе принадлежат Наполеону Хиллу, советнику президента Рузвельта, когда он в книге «Думай и богатей» описывает мастермайнд-группу Эндрю Карнеги, американского стального магната и филантропа. В составе было порядка 50 человек, которые регулярно встречались и делились идеями друг с другом, как развивать свой бизнес.

Наполеон Хилл отмечал, что Эндрю Карнеги считал свое богатство следствием не только финансовых успехов, но и интеллектуального капитала, накопленного благодаря общению с выдающимися людьми своего времени. Подобный «мозговой центр» был и у Генри Форда, основателя Ford Motor Company. В него входили такие яркие личности, как Томас Эдисон, Харви Файрстоун, Джон Бэрроуз и Лютер Бербанк. Форд высоко ценил эти встречи, считая, что они позволили ему значительно расширить собственные горизонты благодаря синергии интеллекта, опыта и знаний каждого участника.

Такие группы существуют давно, но последнее время мастермайнды или форум-группы приобрели широкую популярность среди бизнесменов и предпринимателей, предоставляя платформу для решения сложных проблем и получения поддержки единомышленников и равных по статусу людей. Происходит это отчасти и потому, что в режиме неопределенности людям нужен конкретный опыт других предпринимателей, которым они готовы делиться. Иногда нет возможности вынести какой-то запрос на обсуждение с близкими, посоветоваться с кем-то, обсудить бизнес-задачу. В этом помогает такая группа.

Такой формат может на постоянной основе заменить консультации с эдвайзерами и менторами. Они не дают готовых решений, но помогают нащупать путь с помощью поддержки и опыта других участников.

Мир мастермайнд-групп разнообразен. Можно присоединиться к долгосрочному сообществу или выбрать группу, созданную под конкретный проект или задачу. Некоторые мастермайнды объединяют участников с разным бэкграундом, другие формируются по профессиональным или гендерным признакам.  Каждый находит тот формат, который максимально соответствует его целям и предпочтениям. Например, формат «8 пятниц» — это мастермайнды для женщин-предпринимателей, которые длятся 8 недель, у них есть определенный сценарий, трек развития и закрытый чат для общения. На таких встречах важно соблюдать тайминг, возвращать людей к запросу, отслеживать, чтобы участники не уходили в обсуждение сторонних запросов. Для этого у группы есть модераторы, которые помогают участникам продвигаться к цели.

Во время встреч участники обмениваются опытом и знаниями, делятся историями успеха и неудач, предоставляют друг другу ценную обратную связь и советы, тестируют гипотезы и генерируют новые идеи.  

С чего начать участие в группе. Основное, с чего начинается работа — это определение своей задачи или запроса, который поможет решить форум-группа. Далее понять, в какой среде комфортнее будет этот запрос решать и обсуждать. По опыту скажу, что многие женщины не готовы обсуждать какие-то вопросы с мужчинами, другим, напротив, важны все точки зрения. Поэтому и успех мастермайнд-группы во многом зависит от правильного подбора участников, именно для этого и нужна адмиссия. Однородная группа, например, состоящая только из маркетологов, будет менее эффективной, чем группа с разнообразным опытом, подобная «мозговому центру» Генри Форда, включавшему автомобилестроителя, изобретателя, художника и других. Оптимальный размер группы — от 6 до 8 человек. Длительность тут может быть разная.

Как собрать мастермайнд или форум-группу.  Для создания своей группы можно сделать анонс в соцсетях или проанализировать свою записную книжку, кого хотелось бы позвать в такую группу. Что важно от участников: иметь запрос или задачу, которую нужно решить и с которой нужна помощь. Готовность открыто говорить, что получается, что не получается, и как идет движение, не пропускать и решить, что будет результатом 8 недель, наиболее удовлетворяющим каждого участника. Желательно не смешивать людей из одной ниши и стараться сделать так, чтобы у всех был разный опыт и сфера деятельности. Важно, чтобы человек не только мог взять что-то от участников, но и быть полезен сам.

Как проводить мастермайнд или форум-группу. У любой группы должен быть модератор, который следит за тем, чтобы человек не повторялся, соблюдал тайминг, не давал советы, а только делился опытом. Также важно выбрать правильное место, чтобы всем было комфортно. В конце обсуждений обязательно зафиксировать, что каждый человек берет в работу на неделю. Это поможет держать обсуждения в нужном русле и сосредоточиться на достижении целей группы. Можно создать отдельный чат, где участники смогут делиться своими мыслями и идеями и выносить на обсуждение вопросы, которые возникают.

Ключевым фактором успеха любого мастермайнда является атмосфера доверия. Важно создать пространство, где участники будут чувствовать себя комфортно, открыто делясь своими идеями, сомнениями и даже неудачами. Только в такой атмосфере возможен действительно искренний и продуктивный диалог, который приведет к прорывам и достижению  поставленных  целей. И на сегодняшний день мастермайнды и форум-группы — это один из наиболее эффективных форматов взаимодействия для предпринимателей, позволяющий совместно решать проблемы, обмениваться опытом и поддерживать друг друга в развитии бизнеса.