В феврале этого года президент Российской Федерации Владимир Путин обратился к Федеральному собранию.
В своем обращении президент озвучил основные направления развития страны на ближайшие годы. Не обошел президент и вопросы налоговой политики.
В обращении были анонсированы масштабные изменения налогового законодательства. Налоговая система должна стать более удобной, а главное — более справедливой и социально ориентированной.
Но детали таких изменений в подобных обращениях не озвучиваются. Шли месяцы, а подробности предстоящих изменений оставались неизвестны. И вот кропотливая работа завершилась: правительство внесло в Государственную думу законопроект № 639663-8. Учитывая всю историю вопроса, можно с уверенностью говорить, что законопроект будет принят, хотя, конечно же, некоторые детали, возможно, подвергнутся пересмотру и уточнению.
Законопроект получился огромным — более 100 листов текста. Давно уже не было таких масштабных изменений налогового законодательства. Изменения коснутся и акцизов, и НДПИ, и налога на прибыль организаций. Новые вычеты и налоговые ставки вводятся по НДФЛ.
Но сегодня хочется обсудить не справедливость прогрессивной шкалы НДФЛ, а глобальные изменения, которым подвергнется упрощенная система налогообложения, и связанные с этим вопросы по НДС.
Можно выделить две основные проблемы, связанные с применением УСН.
Одна из них — что плательщики по УСН перестают быть плательщиками НДС. В результате таких плательщиков можно разделить на две группы: тех, чьи покупатели платят НДС, и им хотелось бы получать вычет со своих покупок, и тех, кому этот НДС не нужен (другие спецрежимники или физические лица).
Первая группа нередко сталкивается с такой ситуацией, что покупатели (заказчики) отказываются работать с ними на адекватных условиях. Без получения входящего НДС покупатель готов работать с «упрощенщиком» только на условиях снижения цены на 20%, а некоторых не устраивает даже такой вариант.
К сожалению, предлагаемые изменения никак не решают эту проблему. Согласно законопроекту, плательщики по УСН становятся также и плательщиками НДС, что полностью ляжет огромным бременем на такой малый бизнес. «Упрощенщики» получат право применять пониженные ставки НСД в 5% и 7%, что, однако, не изменит сути проблемы. Малый НДС в цене будет означать и малый вычет для покупателей. При этом такие плательщики УСН сами не будут иметь права на вычеты по НДС. Как итог — мера приведет исключительно к увеличению фискальной нагрузки на малый бизнес. А не затронет она только плательщиков с выручкой до 60 млн руб. Но не забывайте: для этого надо будет подавать отдельное заявление!
Положительно такая мера скажется лишь на тех налогоплательщиках, которые сами имеют большую долю входящего НДС. Ранее они вынужденно применяли общую систему налогообложения, чтобы не утратить права на вычет, а теперь они смогут перейти на УСН, сохранить свои обязательства по НДС, но платить меньший налог со своего дохода.
Второй проблемой УСН была оборотная сторона плюсов этой системы налогообложения. Ради получения выгод спецрежима некоторые налогоплательщики прибегали к искусственному дроблению бизнеса. Слишком резкий переход от УСН к общей системе сдерживал стремление бизнеса к развитию, что отметил в своем послании президент. Количество налоговых проверок, выявивших схемы дробления бизнеса, увеличивается из года в год.
Предлагаемые изменения увеличивают пределы возможности применения УСН, но не просто расширяют эту зону, а фактически создают переходный режим, когда упрощенный налог еще сохраняется, но уже появляется обязанность платить НДС в той или иной форме. Но создание такого перехода произошло не только за счет увеличения сферы спецрежима, но и, как отмечено выше, за счет возложения дополнительной обязанности на тех, кто применял его раньше.
Не может не радовать то, что одновременно с такими изменениями объявлены и конкретные условия налоговой амнистии. Отказаться от дробления бизнеса можно будет без риска претензии со стороны налоговых органов к прошлым годам применения таких схем. Но до вступления амнистии в силу расслабляться еще рано. Вступившие в силу решения по налоговым проверкам отменены не будут.
Сейчас сложно предугадать все последствия таких изменений для экономики в целом. Но в каждом конкретном случае налоговые консультанты помогут подобрать оптимальный вариант структуры бизнеса, просчитать налоговые последствия, предложить пути перехода от одной модели к другой.
Следите за изменениями законодательства и прогнозируйте свои налоговые обязательства.
АО Финансово-правовая Группа «АРКОМ»
тел. 8 (800) 500-62-12
e-mail: info.nsk@group-arcom.ru
Реклама erid: LjN8KZDq1 АРКОМ АО ИНН 5406307306