По данным КСП, на исполнение региональных и нацпроектов в области в 2023 г. были предусмотрены ассигнования в объеме 47,993 млрд руб. При этом потрачено из них — 37,899 млрд руб.
Как рассказали в КСП по Новосибирской области, по 22 региональным проектам данные о плановых и фактических объемах финансирования, содержащиеся в отчетах о ходе реализации проектов, не совпадают с бухгалтерской отчетностью (особенно в части средств местных бюджетов):
Согласно пояснениям областных органов, данные бухгалтерской отчетности на момент формирования отчетов о ходе реализации проектов недоступны. Для уточнения объемов финансирования направлено предложение об изменении срока формирования скорректированных отчетов в Подсистеме управления национальными проектами. Следует также отметить, что в ряде случаев, собственные средства областного и местных бюджетов, выделенные на реализацию региональных проектов сверх объемов, предусмотренных соглашениями о предоставлении федеральных средств, в Подсистеме управления национальными проектами не отражаются.
Кроме того, по данным отчета КСП, реализация восьми региональных проектов осуществляется без финансового обеспечения, еще девять — реализуются без использования федеральных средств.
За счет дополнительного выделения собственных средств областного и местных бюджетов на реализацию региональных проектов доля федеральных средств в финансировании составляет 50% (при этом по большинству видов субсидий, предоставляемых на реализацию проектов, установленный уровень софинансирования за счет средств федерального бюджета составляет более 90%). Следует также отметить, что достижение результатов по приведению автомобильных дорог в нормативное состояние, строительству жилья, переселению граждан из аварийного жилищного фонда, обеспечению населения питьевой водой, созданию новых мест в образовательных организациях в значительной степени осуществляется за счет средств, не отнесенных к финансовому обеспечению соответствующих проектов, — прокомментировали в палате.
Также по итогам 2023 г. не были достигнуты плановые значения отдельных показателей реализации региональных проектов. По направлению «Здравоохранение»:
- обеспеченность медработниками, оказывающими скорую медицинскую помощь, врачами, оказывающими специализированную медицинскую помощь, и средними медицинскими работниками;
- доля зданий медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, находящихся в аварийном состоянии;
- доля медицинских организаций (их подразделений), перешедших на электронный медицинский документооборот, подключенных к различным подсистемам ЕГИСЗ (передающих в них данные);
- доля граждан, получивших возможность доступа к данным о прохождении профилактического медицинского осмотра и диспансеризации в Личном кабинете пациента.
По направлению «Жилье и городская среда» — средняя стоимость модельного жилья на первичном рынке оказалась выше планового значения. В сфере «Безопасные и качественные автомобильные дороги» не были достигнуты показатели по снижению количества погибших в ДТП. В области «Туризма и индустрии гостеприимства» провалены показатели по вводу номеров в модульных некапитальных средствах размещения и выдаче социальных сертификатов на путешествие учащимся 5-9 классов.
В отдельных случаях к недостижению плановых значений показателей реализации проектов привело невыполнение поставщиками (подрядчиками, исполнителями) условий контрактов либо перенос сроков их выполнения (строительство шести школ в Новосибирске по концессионным соглашениям, школы в с. Толмачево и с. Марусино, детских садов в р.п. Чаны и с. Марусино, услуги по доработке информационной системы в сфере здравоохранения), — прокомментировали в ведомстве.
Кроме того, по информации КСП, в числе причин невыполнения региональным правительством планов по проектам оказался тот факт, что имеющихся средств оказалось недостаточно для привлечения медработников на работу в госучреждения, а средства федерального бюджета на создание модульных гостиниц были получены и перенаправлены получателям лишь в конце 2023 г. Что же касается сертификатов на путешествия, то воспользоваться ими учащимся не позволила плохая погода.
Также отмечаются недостатки методики расчета значений целевых показателей и системы сбора соответствующей информации, отсутствие на портале госуслуг веб-форм, необходимых для реализации сервисов, — добавили в КСП.
Комитет регионального заксобрания по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности рассмотрел результаты мониторинга КСП. Ведомство рекомендовало региональному минэкономразвития направить в комитет информацию о проводимой работе по привлечению средств федерального бюджета на развитие туризма и развитие туринфраструктуры в Новосибирской области.