Меню

Образование и медицина. Важный тандем для создания нашего будущего

Иллюстрация: «МЁД»

23 мая 2024 года прошел Дискуссионный клуб «НАУКА. МЕДИЦИНА. ИННОВАЦИИ. Тандем медицины и образования в профилактике заболеваний».

Данное мероприятие проходило в рамках медицинского форума по профилактике заболеваний с 21 по 23 мая 2024 года при активной поддержке Минздрава НСО в лице подразделения — ФГБУЗ НСО «Региональный центр общественного здоровья и медицинской профилактики»

Главной темой дискуссионного клуба стала тема сохранения здоровья и профилактики заболеваний у подростков с 11 до 18 лет. Именно в это время закладывается фундамент репродуктивного здоровья и здоровья будущей нации. Если мы говорим о необходимости сохранения здоровья населения и решения демографической ситуации в стране, то вопросы профилактики заболеваний и сохранения репродуктивного здоровья в самый активный и непростой период развития детей (в подростковый период) выходят на первый план.

Дискуссионный клуб собрал образовательные и медицинские учреждения, санаторно-куротные комплексы, спортивные и танцевальные школы в офлайне и онлайне. Также в дискуссионном клубе принимали участие родители подростков. Публикуем тезисы некоторых докладов экспертов прошедшего Дискуссионного клуба.

Доронина Ольга Борисовна, врач-невролог, кмн, врач высшей категории, доцент, детский и взрослый невролог, цефалголог, ботулинотерапевт, член российского общества по изучению боли, российского общества по изучению головной боли, международный и российский лектор, эксперт по проблемам головной боли и другим болевым расстройствам, деменциям. Главный исследователь: более 20 клинических исследований

     Необходимо отметить, что все подростковые проблемы проистекают из детства. Здоровье детей и подростков зависит от многих причинам: врожденных и приобретенных. Все они проявляются по мере физического и психологического развития ребенка, и особенно это заметно в школьном возрасте. Школьные педагоги нередко оказывают врачам неоценимую помощь в выявлении тех или иных заболеваний, поскольку находятся в постоянном контакте с ребенком, его родителями, а нередко и с врачами и медучреждениями, что помогает своевременно предотвратить развитие и прогрессирование таких неврологических и психоневрологических заболеваний, как синдром дефицита внимания с гиперактивным поведением, головные боли различного характера, эпилепсию, патологию вегетативной нервной системы, тревожные расстройства и даже депрессию.

     Например, есть понятие школьной дезадаптации, которая выявляет заболевания нервно-психической сферы подчас быстрее и лучше, чем педиатр, к которому родители не всегда обращаются вовремя. К примеру, диагноз головной боли, тиков, гиперкинезов, нарушений сна, синдрома гиперактивного поведения часто проявляются как раз во время 2,3 четверти учебного года, когда возрастает не только учебная нагрузка, но еще и требуется адаптация растущего организма к изменению сезона, укорочению светового дня, климатическим, погодным условиям, возрастает частота нарушений режима засыпания. Это всегда замечают педагоги, а вот многие родители, к сожалению, подчас и не знают, что ребенка беспокоит головная боль, полуобморочные состояния или сонливость, а снижение успеваемости может быть связано с плохим самочувствием, о котором сами подростки в силу возрастных и поведенческих особенностей дома не говорят.

    Школьная дезадаптация — непростой процесс, это нарушение адаптации к нагрузке на ребенка, и начинается он еще в подготовительном или первым классе, сопровождая потом и подростка на протяжении всего периода школьного обучения. При этом нарушение школьной адаптации имеет не только социально-педагогико-психологическую часть, но и в первую очередь медико-биологическую основу, и вследствие сложностей с осваиванием ребенком, а потом и подростком учебной программы часто сопровождается нарушением структуры обучения, когда ребенок не справляется с домашними заданиями и происходит «общесемейная подготовка» к урокам, когда домашние задания выполняет мама или бабушка или сам ребенок, но под постоянным контролем или с поддержкой. Это не может не влиять на детей и подростков как на личность, формируя не здоровую зависимость от мнения родителя и последующее отсутствие самостоятельности и мотивации к обучению.

    Итак, последовательность взросления здорового ребенка, по сути, предсказуема уже в 6-7 лет по тому, как ребенок начинает свой учебный путь в начальной школе. Если есть психоневрологические заболевания, они все проявляются в процессе обучения. Врачи выделяют 4 компонента школьной дезадаптации. Они связаны с когнитивными возможностями, личностными, эмоционально-оценочными факторами, в том числе с мотивацией, с поведенческими нарушениями, психоневрологическими особенностями, которыми занимаются невролог и психиатр. Это конверсионные, связанные с особенностями формирующейся личности, состояния: тики, логоневрозы, гиперактивный мочевой пузырь, головные боли, снохождение, сноговорение, скрип зубами во сне, страхи и кошмары во время ночных сновидений, тревожно-депрессивные расстройства.

     Поскольку ухудшения самочувствия у таких ребят всегда связаны с психологическими причинами, некоторым педагогам, врачам и даже родителям бывает непросто это понять и принять. Известно, что до  20% депрессий в детском и подростковом возрасте обусловлены генетикой и наследственной предрасположенностью, остальное — это, как правило, следствия нерешенных психологических, а иногда, психиатрических проблем в семье, которые сказываются на процессе обучения. К таким проблемам относятся частые семейные конфликты, разводы, непонимание между взрослыми и подростком, непостоянство требований, излишняя требовательность родителей или наоборот, депривация или отстраненность от ребенка, особенности поведения или заболевания родителей, а иногда и использование алкоголя или запрещенных веществ членами семьи, что воспринимается подростком за «двойные стандарты» и всегда значительно влияет на качество обучения.

     Ребенок компенсирует эти конфликты изменением функционального состояния организма, когда как будто бы без связи со стрессом появляются головные боли, боли в животе, длительные частые ОРВИ, повышенная утомляемость, плохое настроение, страхи. Это приспособительная реакция к той ситуации, в которой ребенок находится. На этом фоне нередко развивается астения, тревога, депрессивные расстройства, ночные страхи и кошмары, тики, энурез, нарушение поведения, протестные реакции.

    Поэтому особенно важно развивать взаимодействие педагогов, врачей и родителей, чтобы избежать или вовремя правильно интерпретировать и диагностировать и своевременно постараться решить проблему каждого подростка и его семьи.

Доронина Ксения Сергеевна, врач-невролог, сомнолог, специалист по лечению болевых синдромов (алголог), преподаватель-исследователь. Эксперт в области медицины сна

- Особое внимание стоит уделять детям с СДВГ (синдромом дефицита внимания и гиперактивности), число которых сегодня растет. СДВГ проявляется двумя основными симптомами: невнимательностью и гиперактивностью или импульсивностью. Импульсивность может толкать детей на необдуманные и порой рискованные действия, например: нарушение ПДД, мелкие правонарушения, употребление энергетиков и ПАВ (психоактивных веществ).  Употребление энергетиков может привести к ещё большему ухудшению самочувствия. При СДВГ возрастают риски злоупотребления никотином и энергетиками.

В Международной классификации болезней (МКБ-11) синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) относится к нейроонтогенетическим расстройствам. Дети с СДВГ обладают нормальным интеллектом, но имеют особенности функционирования. К примеру, им сложно погрузиться в учебный процесс, они часто отвлекаются и делают ошибки из-за невнимательности, могут терять вещи.

Но девочки тоже подвержены данному синдрому, но они более склонны к тревожности. Шуршание ногами, кручение волос, жевание ручек — типичное для них действие. Им всегда сложно дождаться своей очереди. Но, безусловно, СДВГ нужно дифференцировать с другими заболеваниями. При этом у детей с СДВГ есть характерные проблемы со сном, им сложно засыпать, они часто пробуждаются среди ночи.

Диагностируется СДВГ на основании клинических данных. При постановке диагноза назначается лечение. При этом огромную роль в терапии играет нелекарственное лечение через организацию помогающей среды, игровые методы стимуляции, медали за правильные задания, вовлечение в социальную среду. Конечно, все это должно учитываться при работе с детьми с СДВГ во время учебного процесса. Приемы, используемые нами для корректировки состояний пациентов с СДВГ, додны также активно применяться и педагогами.

Веретюк Варвара Васильевна, врач-терапевт, врач-гастроэнтеролог, ассистент кафедры неотложной терапии с эндокринологией и профпатологией фпк и ппв нгму минздрава россии, г. Новосибирск

- Подростки — не дети, но и не взрослые. В РФ к подростковому относят возраст с 10 до 17 лет, за рубежом эксперты обозначают, что процесс взросления длится до 24 лет. Конечно, в этом возрасте подростки уязвимы для эмоциональных нарушений и погрешностей в образе жизни, которые связаны с их склонностью к экспериментам, с их поиском своего места в обществе (особенно в обществе сверстников), с расширением социальных связей, принятием среды и своей личности. Результатом отклонений в этом процессе адаптации к взрослой жизни может стать небезопасное поведение и появление вредных привычек, подверженность нерациональному питанию, «заедание стрессов» и даже нарушения пищевого поведения. Они становятся неким следствием образа жизни подростка и его взаимодействия с окружающей средой. Результатом могут стать как избыточная масса тела у подростков, так и дефицит массы тела вследствие анорексии. Кроме того, маркетинг продуктов питания нередко нацелен на эту возрастную группу и навязывает стандарты поведения и даже образ тела. Дети активно считывают все, что в них закладывают масс-медиа, и становятся активными носителями не самых полезных привычек. Сегодня это проблема уровня вмешательства государства.

Однако невозможно решить вопрос избыточной массы тела и нарушений пищевого поведения у подростков запретами. Это проблема требует междисциплинарного подхода и включения в ее решение сразу разных секторов общественности.

Коммуникации для подростков очень важны, и они охотнее прислушиваются к сверстникам и лидерам мнений, близким им по интересам. Поэтому трудно ожидать значимых результатов только от разговоров взрослых с подростками о здоровом питании. Целесообразно включать молодежные ассоциации в процесс формирования здоровых привычек.

Очень важным представляется вопрос недостаточной привлекательности и доступности необходимых для здорового питания пищевых групп и доступности нездорового пищевого выбора (я имею в виду снеки и ультрапереработанные продукты). Необходимо внимательно подойти к выбору еды в тех местах, где подростки проводят большую часть своего времени. Целесообразно ограничить доступность продуктов с большим количеством добавленного сахара и соли в столовых школ и вузов с одновременным увеличением доступности и выбора здоровых и вкусных вариантов питания.

Что касается принципов рационального питания, считаю, что они должны быть включены в образовательные программы. Этому надо учить, как дети учатся другим предметам.

Важна активная работа с образами тела, которые насаждаются через СМИ уже не один десяток лет. Утверждение, что человек здоров, если у него параметры 90х60х90, не верно. Необходимо работать с общественным сознанием. Считаю, что требуется пропаганда реалистичных изображений тела, не выдуманных. Чтобы образ здорового и идеального человека в мышлении подростков (да и взрослых) совпадал с реальным.

От системы здравоохранения тоже требуется ряд важных шагов. Отмечается недостаточная подготовка медицинских специалистов в области здорового питания и ЗОЖ, а также в сфере общения с подростками.

В этот процесс корректировки нарушений пищевого поведения у подростков следует вовлекать и родителей, которые нередко могут быть источниками заблужений и в плане того, что такое здоровое питание, и в отношении адекватного образа тела. Как один из примеров создания привычки здорового питания в семье мне представляется совместное приготовление пищи родителями и детьми. Это не только способ общения поколений, но и формирование здоровых отношений с едой у детей, а зачастую и стимул для родителей для здорового рационального питания. Именно в семье дети приучаются есть разные продукты, в том числе и необходимые для здоровья бобовые, овощи и фрукты, семена и орехи. Если с детства у ребенка не было перед глазами примеров разнообразного питания и образа приготовления трапезы и совместных семейных приемов пищи, то в подростковом возрасте и во взрослой жизни он будет более подвержен нерациональному питанию.

Конечно, следует заниматься и образованием родителей относительно сохранения здоровья своего и ребенка. Более того, родителей, как и врачей, надо также учить правильному и этичному общению с подростками.

В отношении школ хочу отметить, что им требуется помощь в создании безопасной образовательной среды. Там дети проводят порой больше времени, чем в семье. Психологическую разгрузку им могут обеспечить школьные клубы. Их нужно развивать и в них вовлекать детей. Очень важна безопасная и экологичная среда в классе, свободная от травли и нереалистичных стандартов внешности.  

Конечно, подросткам нужна защита от опасных форм труда. У нас сейчас подростки активно работают, при этом зачастую они не знают о своих правах и могут подвергаться эксплуатации. Юридическую грамотность надо развивать в подростковой среде, чтобы они знали, что можно и что нельзя, знали свои права во всех сферах жизни.

Фунтиков Андрей Сергеевич, заведующий отделением организационно-методической и профилактической работы центра охраны репродуктивного здоровья подростков «ювентус», кандидат медицинских наук по специальности общественное здоровье и здравоохранение, член общественной палаты новосибирской области, главный внештатный специалист министерства здравоохранения новосибирской области по гигиене детей и подростков и профилактической медицины

Чтобы вести эффективную борьбу против курения среди подростков, надо понимать, как складывается ситуация. По официальным данным согласно Росстат: в НСО курят 18% подростков обычные сигареты и 6% — электронные сигареты. Но анонимные опросы показывают иные цифры: 80% подростков от 15 до 18 лет увлекаются электронными сигаретами. Как с этим бороться? Запретить? Но помогут ли запреты?

Считаю, что главная опасность запрета в том, что запретами не добиться регулирования или контроля. Это не означает, что «запрещенка» не будет продаваться в пределах школ и жилых массивов.

Сегодня и так большая часть рынка никотинсодержащей продукции (НСП) находятся в теневой зоне. Нелегальный оборот вейп-систем и жидкостей для них составляет 68%. Если 80% подростков употребляют электронные сигареты, то при полном запрете все 80% не бросят. Как покупали, так и будут покупать в тех местах, где можно купить. Значит, нужно что-то делать, чтобы никто не отравился и не пострадал от покупки такой нелегальной продукции.

Необходимо регламентировать технические требования к производству, маркировке, упаковке, предельному содержанию отдельных веществ в НСП. Это может стать эффективной мерой для защиты здоровья потребителей, включая детей и подростков. Регулируя, мы будем знать, что параметры никотинсодержащей продукции в норме. Кроме того, так мы можем снизить привлекательность НСП для подростков. Подростки говорят, что курить электронную сигарету вкусно. По последним данным (май 2024) у электронных сигарет насчитывается более полутора тысяч вкусов. Значит, ароматизаторы и добавки, привлекательные для несовершеннолетних, мы должны тоже начать регулировать.

Во многих странах такие техрегламенты уже действуют. FDA в США регулирует состав жидкостей для вейпов, включая обязательную сертификацию новых продуктов перед их выходом на рынок. В ЕС Директива о табачных изделиях устанавливает стандарты для электронных сигарет и жидкостей для вейпов, включая максимальное содержание никотина и требования к маркировке.

Технический регламент на НСП и жидкости для вейпов предлагаем ввести и мы. За этим стоит возможность снижения рисков для здоровья, защита потребителей и снижение привлекательности НСП для подростков. Впрочем, свой первый шаг в этом направлении в нашей стране мы уже сделали. С 1 декабря 2023 у нас введена обязательная цифровая маркировка и действует ГОСТ от 2018 года на жидкости для электронных систем доставки никотина.

Вступили с 1 сентября 2023 года и первые поправки в законодательство: никотинсодержащие жидкости подлежат обязательному декларированию соответствия ГОСТу. Отсутствие декларации и знака соответствия на уровне розницы является нарушением. По сути, сегодня соответствующая ГОСТу НСП-жидкость уже отвечает задачам снижения привлекательности такой продукции для несовершеннолетних.

Конечно, для снижения всех рисков и привлекательности НСП надо работать с подростками. Это образование и информирование. Чем нагляднее и доказательнее будет эта информация, тем она лучше будет работать. Безусловно, нужна и психологическая поддержка ребенка, привлечение в работу и лидеров мнений. Ведь позиции ЗОЖ сейчас гораздо сильнее. Также обязательно и вовлечение семьи и школы в эту работу. Не стоит забывать о том, что главным авторитетом для подростка по-прежнему остаются родители. Они, их поведение и поступки остаются основным примером для ребенка.

Полное выступление эксперта по ссылке 

Реклама erid: LjN8JzkfL ООО «МЕДИЦИНСКОЕ МАРКЕТИНГОВОЕ АГЕНТСТВО «МЁД» ИНН 5402040620