Меню

Сколько стоит ваш бренд? На своей интеллектуальной собственности можно зарабатывать

Иллюстрация: Предоставлено спикером

Товарный знак нужен для защиты вашего бренда и в целом бизнеса. Однако мало просто зарегистрировать товарный знак и пользоваться им. В некоторых случаях важно знать, сколько именно он стоит.

Эксперт по интеллектуальной собственности, защите брендов, совладелец компании «ИНТЕЛАЙТ» Ирина Бабинцева

Зачем нужна оценка стоимости товарного знака?

В этой статье мы будем разбирать, для чего нужна оценка стоимости товарного знака, на примерах реальных кейсов. Так как товарный знак — это еще и нематериальный актив, то на нем можно зарабатывать. Многие предприниматели знают, что товарный знак защищает бренд от недобросовестных конкурентов, но не знают, как можно зарабатывать на своей интеллектуальной собственности. Чтобы заработать на своем товарном знаке, надо знать его рыночную стоимость. В этом случае необходимо провести оценку.

  1. Вклад в уставный капитал

Определение стоимости товарного знака вам понадобится при внесении товарного знака в качестве вклада в уставный капитал.

Обратите внимание, что при внесении товарного знака в качестве вклада в уставный капитал компании требование оценки предусмотрено законом. Так, в ст. 66.1 Гражданского кодекса РФ указано: «Вкладом участника хозяйственного товарищества или общества в его имущество могут быть денежные средства, вещи, доли (акции) в уставных (складочных) капиталах других хозяйственных товариществ и обществ, государственные и муниципальные облигации. Таким вкладом также могут быть подлежащие денежной оценке исключительные, иные интеллектуальные права и права по лицензионным договорам, если иное не установлено законом».

Пример из практики, в котором товарный знак стоимостью 123 млн руб. был внесен в качестве вклада в уставный капитал. Компания занималась производством мебели, а другая компания продавала мебель. Фирмы договорились, что они создадут новую организацию, чтобы объединить и усилить свои потенциалы и увеличить прибыль.

У компании, производящей мебель, имелся зарегистрированный товарный знак. Было принято решение внести этот актив в уставный капитал новой фирмы. Была проведена оценка стоимости товарного знака. Рыночная стоимость этого товарного знака составила почти 13 000 000 руб. по доходному методу, и товарный знак был внесен в качестве вклада в уставный капитал компании.

  1. Получение кредита под залог товарного знака

Под залог товарного знака предприниматель может получить кредит в банке для развития своего бизнеса. В этом случае в банке вам опять понадобится отчет об оценке товарного знака, чтобы банк понимал реальную стоимость ваших нематериальных активов.

  1. Продажа товарного знака

Также при продаже товарного знака целесообразно делать оценку стоимости товарного знака. Безусловно, стороны вправе самостоятельно определять условия договора и стоимость товарного знака. Но не стоит забывать о рисках: при продаже товарного знака нужно указывать рыночную стоимость товарного знака, чтобы сделка впоследствии не была признана недействительной.

Пример из практики, в котором товарный знак стоимостью почти миллиард рублей был продан за 300 000 руб. Именно такую стоимость нематериального актива стороны указали в договоре. Однако после проведения оценки мы выяснили, что реальная цена товарного знака гораздо выше и составляет почти миллиард рублей. И сейчас в суде идет спор по признанию данной сделки по продаже товарного знака недействительной, так как он был продан по заниженной цене.

Обратиться с иском о признании сделки по продаже товарного знака недействительной может как сторона сделки (например, покупатель), так и лицо, которое не является стороной сделки. Оспорить сделку может налоговый орган или конкурсный управляющий, если сделка оспаривается в процедуре банкротства.

Кто проводит оценку?

Есть несколько способов проведения оценки стоимости товарного знака. Оценщик сам определяет, каким методом он будет руководствоваться при проведении оценки товарного знака в зависимости от целей оценки.

Не упустите возможности заработать на вашей интеллектуальной собственности. Обращайтесь к специалистам для защиты и оценки стоимости своих нематериальных активов.