Объем эксплуатируемого парка автомобилей не изменится, но вырастет доля китайских моделей. Стоимость обслуживания авто выросла, однако рост несопоставим с динамикой цен на машины. Тренды от экспертов.
Международная сеть автосервисов FIT SERVICE совместно с аналитическим агентством Gruzdev-Analyze провела исследование автомобильного рынка за первое полугодие 2024 г. и озвучила основные тренды.
Как показало исследование, ежемесячные продажи новых автомобилей в России снижаются с апреля 2024 г. По мнению экспертов, около 1,4-1,5 млн авто будет продано за год. Этот результат лучше, чем в предыдущие годы. Объем в 1,4 млн проданных транспортных средств позволит компенсировать объем выбывающих за год автомобилей. Поэтому ожидается, что парк эксплуатируемых автомобилей останется таким же, как в прошлом году, без снижения.
Вероятность, что рынок повторит успешный 2019 год, уже очень низкая. Есть прогнозы о дальнейшем повышении ставки ЦБ, а также повышении утилизационного сбора, что негативно повлияет на рынок новых авто. Поэтому мы ожидаем, что второе полугодие 2024 г. покажет меньший объем продаж, чем первое, — отметил глава Gruzdev-Analyze Александр Груздев.
В структуре проданных новых автомобилей более 60% занимают китайские бренды и только 30% — российские, подсчитали специалисты. Такое распределение оказывает влияние и на рынок автосервисных услуг: например, как отметили в FIT SERVICE, в структуре обслуживаемых авто в сети уже 3,5% занимают китайские модели. По итогам 6 месяцев 2024 г., доля выросла на 1%, если сравнивать с аналогичным периодом прошло года.
Обслуживать машины из Поднебесной автосервисам придется «по-китайски», то есть сразу менять весь узел, а не одну деталь. Дело в том, что китайские производители сейчас легко меняют одну деталь на другую, например, в коробке передач. Модификации происходят постоянно и очень быстро. Автосервисам скоро будет крайне сложно определять, в какой год или даже период года стояла такая-то деталь в коробке, а потом другая. Проще будет поменять весь узел, как и делают сейчас в Китае, — пояснил Груздев.
Директор по развитию международной франчайзинговой сети автосервисов FIT SERVICE Александр Гараньков подтвердил — обслуживать новые китайские автомобили действительно непросто:
Чтобы выполнять необходимые работы, станциям нужно иметь в базе актуальные и обработанные каталоги запчастей, мануалы и доступ к поставке запчастей.
Гарантийный парк автомобилей по итогам 2024 г. снизится на 8% — до 3 млн единиц, прогнозируют эксперты. На этот результат влияют продажи предыдущих лет.
Сегмент постгарантийного ремонта еще не почувствовал значительного снижения автомобилей на обслуживании. Однако, по итогам 2025 г., когда закончится гарантия автомобилей 2022 г. выпуска, на обслуживание в независимые автосервисы поедет лишь 0,6 млн автомобилей вместо обычных 1,6 млн. То есть на сервисы поступит практически в три раза меньше машин, чем было всегда с 2017 г. Это повлияет на работу СТО, — предупредил Александр Груздев.
Важнейший показатель состояния автобизнеса — средний ежедневный пробег легковых автомобилей в России, отметили специалисты. По итогам первого полугодия 2024 г., пробег снизился на 2% (-119 км) и составил 5459 км.
Эту тенденцию мы отмечаем уже на протяжении полутора лет. По итогам года ожидаем, что снижение продолжится. Это оказывает влияние на весь рынок постгарантийного обслуживания: на количество машинозаездов на СТО, на число ремонтов и ТО. Чем меньше мы ездим, тем меньше чиним свои автомобили, — сказал Груздев.
Однако другие изменения авторынка — старение автопарка и увеличение срока эксплуатации личных автомобилей — нивелируют негативные тренды, позволяя автосервисам наращивать прибыль, успокоили аналитики.
Эксперты отметили и позитивные тренды. По данным сети FIT SERVICE, по итогам полугодия выручка на пост выросла на 12%, а на каждое СТО — на 13%. Средняя сумма, потраченная автовладельцем в сети (ARPU), увеличилась на 24% год к году и составила 15 562 руб.
Водители стали больше покупать в СТО: больше услуг и запчастей. Сами ремонты стали более сложными и трудозатратными. Это логично: чем старше машина, тем более серьезного ремонта она требует. На 15% выросло количество нормочасов на одного клиента, на 0,5 штук больше запчастей в каждом заказ-наряде и на 17% выросла стоимость услуг, — посчитал Александр Гараньков.
Однако, как показало исследование, даже такая динамика стоимости обслуживания автомобилей в России не соответствует мировым тенденциям. Эксперты сравнили изменение цен на автомобили, средние затраты на ремонт автомобиля и долю этих затрат в стоимости автомобиля за последние 14 лет. Оказалось, что за этот период средняя стоимость авто выросла на 146%, а затраты на ремонт — всего лишь на 54%. Доля затрат на ремонт к стоимости самого автомобиля снизилась с 2% в 2009 г. до 0,07% в 2003 г.
Чаще всего в развитых странах на ремонт автомобиля тратится около 2% от его стоимости. Именно этот показатель обычно считается нормой при любых аналитических оценках рынка услуг СТО. В России при этом цифра значительно ниже — 0,07%. Таким образом, можно говорить о потенциале для роста этой строки в бюджете автовладельца, — заключил Александр Груздев.