Глава дирекции института «Авиационная техника» МАИ Дмитрий Стрелец во время съемок научно-популярного фильма «МАГнит-2» назвал шесть ключевых трендов отечественного авиастроения.
По мнению эксперта, одним из главных направлений развития станет создание широкофюзеляжных дальнемагистральных самолетов, так как «растущий спрос на авиаперевозки, особенно в южно-азиатском регионе, диктует необходимость разработки таких лайнеров».
«Для России это особенно актуально, учитывая потребность в обеспечении связности между западными и восточными регионами страны», — отметил Дмитрий Стрелец.
Вторым трендом исследователь считает повышение экологичности авиации. Активная работа над созданием более «зеленых» самолетов уже ведется, например, особое внимание уделяется разработке летательных аппаратов на альтернативных видах топлива (сжиженный природный газ или водород). Развитие криогенных технологий в авиации позволит эффективно использовать сжиженный природный газ в качестве более экологичного вида топлива, считает эксперт.
Третья тенденция — развитие сверхзвуковой пассажирской авиации.
«Мы рассматриваем это как важный тренд с прицелом на 2050-е годы. Ключевой задачей здесь является снижение уровня звукового удара, что требует разработки новых аэродинамических форм летательных аппаратов», — считает Дмитрий Стрелец.
Четвертый тренд — значительное увеличение доли композиционных и «умных» материалов в конструкции самолетов. Развитие материалов, способных адаптироваться к условиям полета, позволит оптимизировать режимы полета и существенно повысить эффективность летательных аппаратов, пояснил эксперт.
Пятая тенденция — движение к развитию бионических конструкций в авиастроении: используя принципы строения природных объектов, инженеры смогут создавать более легкие и эффективные летательные аппараты. Это направление особенно перспективно в сочетании с развитием аддитивных технологий, считает исследователь.
Еще одним важным пунктом эксперт считает электрификацию авиации, то есть тренд на создание полностью электрических самолетов. Это долгосрочная перспектива, но уже сейчас ведется работа над развитием более энергоемких аккумуляторов и применением водородных топливных элементов.