Меню

ЦБ призвал ломбарды сообщать заемщикам о возможности получить разницу с продажи их вещи

Автор фото: Nick Karvounis. Иллюстрация: https://unsplash.com/

Если ломбард продал невостребованную вещь по цене, превышающей сумму долга по займу, то он обязан вернуть заемщику разницу.

Однако некоторые ломбарды не сообщают клиентам о том, что вещь продана и можно получить деньги, установил Банк России. Регулятор рекомендует ломбардам в пределах 30 календарных дней информировать заемщиков о такой возможности.

Регулятор опубликовал соответствующее информационное письмо.

Банк России в целях защиты прав потребителей финансовых услуг при реализации ломбардом предусмотренного статьями 12 и 13 Федерального закона от 19.07.2007 № 196-ФЗ «О ломбардах» права по обращению взыскания на невостребованную вещь заемщика сообщает следующее.

В соответствии с частью 4 статьи 13 Закона № 196-ФЗ, если после продажи невостребованной вещи сумма обязательств заемщика перед ломбардом оказалась ниже суммы, вырученной при реализации невостребованной вещи, либо суммы ее оценки, ломбард обязан возвратить заемщику:

1) разницу между суммой оценки невостребованной вещи и суммой обязательств заемщика в случае, если сумма, вырученная при реализации невостребованной вещи, не превышает сумму ее оценки;

2) разницу между суммой, вырученной при реализации невостребованной вещи, и суммой обязательств заемщика в случае, если сумма, вырученная при реализации невостребованной вещи, превышает сумму ее оценки.

Согласно части 5 статьи 13 Закона № 196-ФЗ, ломбард по обращению заемщика в случае, если такое обращение поступило в течение трех лет со дня продажи невостребованной вещи, обязан выдать ему денежные средства в размере, определяемом в соответствии с частью 4 статьи 13 Закона № 196-ФЗ, и предоставить соответствующий расчет размера этих средств. 

Вместе с тем у заемщиков зачастую отсутствует информация о реализации ломбардом невостребованной вещи и как следствие — о наличии оснований для обращения заемщика в ломбард в целях получения денежных средств, обязанность по возвращению которых предусмотрена частью 4 статьи 13 Закона № 196-ФЗ.

Учитывая изложенное, рекомендуем ломбардам организовать взаимодействие с заемщиками таким образом, чтобы обеспечить информирование заемщика о реализации ломбардом невостребованной вещи и возникновении обязанности ломбарда возвратить заемщику денежные средства при поступлении обращения заемщика, предусмотренного частью 5 статьи 13 Закона № 196-ФЗ. 

Указанное информирование рекомендуется осуществлять способом, согласованным с заемщиком в договоре потребительского займа (например, посредством телефонной связи, электронной почты, смс-сообщений или иного дистанционного способа взаимодействия).

Банк России в качестве наилучшей рассматривает практику, в рамках которой информирование заемщиков осуществляется в течение 30 календарных дней со дня реализации невостребованной вещи. Настоящее Информационное письмо Банка России подлежит опубликованию в «Вестнике Банка России» и размещению на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети интернет».