Меню

Композиты для диагностики деформаций в строительстве создали в Новосибирске

Автор фото: Anne Nygård. Иллюстрация: https://unsplash.com/

Новосибирские ученые исследовали композитные материалы с люминофорами. Выяснилось, что их можно применять при мониторинге состояния конструкций и в строительстве.

Как рассказали в официальном издании СО РАН «Наука в Сибири», в Институте теоретической и прикладной механики им. С. А. Христиановича СО РАН (ИТПМ СО РАН) создали образцы полимерных композитов, наполненных частицами люминофора. Их можно использовать в строительной и промышленной сфере как самостоятельные материалы, а также - для диагностики деформации строительных конструкций. 

Как рассказали в институте, эти композитные материалы обладают рядом преимуществ: они прочные, жесткие, легкие, стойкие к коррозиям и способны выдерживать большие перепады температур. Кроме того, они подлежат переработке, что делает их экономически выгодными. Также для их производства не нужно много электроэнергии.

По словам ученых, с помощью новых материалов в качестве датчиков можно диагностировать деформации и разрушения конструкций внутри и снаружи зданий, на мостах, балках или в местах сварки трубопроводов. Они покажут зарождающиеся трещины и деформации, подсвечивая их. Причем свечение будет видно, даже если датчик находится внутри конструкции: по прикрепленному к нему оптоволокну информация о начале разрушения передастся на приемное устройство в виде светового сигнала.

Итогом нашего исследования станет создание уникального композита, который будет обладать высокой конкурентоспособностью и перспективами для внедрения в промышленное производство в качестве энергосберегающего уличного освещения, а еще его можно использовать для диагностики повреждений композитных, железобетонных и других конструкций, — прокомментировал старший научный сотрудник ИТПМ СО РАН кандидат физико-математических наук Татьяна Брусенцева.

Ученые также планируют выяснить зависимость интенсивности свечения от приложенного напряжения. Данные внесут в программу (она пока еще в разработке), где станут видны все разрушения конструкции. Также с помощью нее можно будет спрогнозировать, как поведет себя композит под разными нагрузками.