Меню

Как важно иметь заготовки вариантов решения проблем. Виталий Ветров — о дилеммах юристов

Иллюстрация: Предоставлено спикером

Юристы, как никто, знают, что такое этические задачки. Например, в пятницу вечером прилетела проблема — что выбрать: поступить привычно и уйти на выходные или напрячься и найти крутое решение?

Управляющий партнер юридической фирмы «Ветров и партнеры» Виталий Ветров

— Дело было 20 лет назад. Тогда я начал работать в банке и достаточно быстро стал руководителем юридического отдела.

Как-то мой руководитель преподал мне урок: «Виталий, тебе нужно научиться видеть ситуацию в контексте, объемнее. Это не только ваше, по закону так и не иначе. Думаю, что со временем ты меня поймешь. Но лучше, чтобы это произошло пораньше».

«Епрст, опять сложности. А нельзя ли как-то полегче, попроще?», — подумал я, но не стал ничего говорить начальнику. Спустя полгода произошла ситуация, которая оказалась одной из самых запоминающихся для меня как для молодого и неопытного руководителя.

В банке существовала масса внутренних документов и процедур, которые определяли поведение в разных ситуациях. Например, были такие, которые предписывали необходимость согласования в юридическом отделе списания крупных сумм денег со счетов клиентов на основании исполнительных документов. Чем больше сумма долга, чем уважаемее клиент, тем больше внимания к нему проявляли, особенно когда очень не хотелось исполнять документ.

В то время отдельные органы Новосибирска могли иметь еще счета в коммерческих банках и работать через них. Они были уважаемыми клиентами, их любили, так как постоянно на их счетах было много денег, они постоянно совершали операции, поэтому банк мог много зарабатывать на таких клиентах. Потом эту лавочку прикрыли, но в тот момент она еще работала.

И вот к счету такого клиента предъявили исполнительный документ на списание 114 миллионов рублей. Документ к нам на согласование попал в районе 17:30 в пятницу. Мне казалось, что это то самое время, когда большинство штатных сотрудников уже представляли, как они отдыхают, встречаются со своими друзьями в каком-то баре, слушают приятную музыку и снимают стресс всевозможными способами, не вспоминая о том, что было в течение рабочего дня.

Я не был исключением, представлял, как через час мы встретимся с друзьями и сможем обсудить велосипедную вылазку на выходные. Но теперь вместо фантазий на эту тему передо мной лежали обычные, ничем не примечательные пара листов бумаги. Сумма в 114 млн руб. Это была очень крупная сумма на тот момент времени. Обязанность банка, которая зависела от меня, — списать эти деньги в пользу клиента.

Со стороны сопровождающего движение этого документа внутри банка клиентского менеджера были четкие и недвузначные комментарии о том, что клиент точно не хочет платить эти деньги. Ему деньги нужны будут в понедельник для запланированных платежей своим бюджетникам.

И вот тут возникла дилемма. Как поступить правильно? Согласовать списание средств со счета клиента, но есть риск, что для клиента такое действие будет неприятным, и он захочет покинуть банк. Зачем ему нужен банк, который не может его защитить в такой ситуации? Отказать в списании, придумав какие-то основания для этого. Сохранить клиента, но получить проблемы со взыскателем. Отложить списание, запросив недостающую информацию. Сохранить клиента, подготовить его к списанию, но уменьшить проблемы со взысканием.

Вспоминаю, что тогда ноги стали ватными, ладони потными, глаза помутнели. Пришлось точно присесть и выпить стакан воды.

Прежде чем я принял окончательное решение, я провел некоторое время в раздумьях. С одной стороны, выполнение исполнительного документа и списание денег могли привести к потере важного клиента, что сказалось бы на репутации и доходах банка. С другой стороны, неисполнение могло повлечь за собой серьезные правовые последствия, включая санкции со стороны регулятора и потенциальный судебный спор о взыскании убытков с банка.

Я попытался обсудить ситуацию с несколькими старшими коллегами из других подразделений. Однако общий совет заключался в том, что приоритетом должно быть соблюдение закона и защита коммерческих интересов. Правда, как это соединить, никто из них не понимал.

Тогда я решил запросить дополнительную информацию у взыскателя, чтобы выиграть время и подготовить клиента к возможному списанию. Это решение позволило бы нам минимизировать немедленные риски для отношений с клиентом и взыскателем, а также одновременно подготовить почву для исполнения обязательств по закону.

Но что я понял тогда и сохраняю до сих пор: что контекст ситуации важен, особенно если есть возможность с каждым участником ситуации правильно выстроить коммуникации. Но еще больше важны хорошие заготовки основных вариантов решения проблем, которые могут появиться в пятницу вечером.