Меню

Наследие Дома на Красном. Часть 2

Иллюстрация: Предоставлено спикером

В прошлое наше путешествие мы прошли по дому И.Т. Сурикова. теперь прогуляемся по второй половине дома на Красном проспекте, 22, выставленного на продажу и имеющего статус объекта культурного наследия

Место с историей

Начало:Какое наследие достанется покупателю Дома на Красном? Экскурс в историю. Часть 1

Этот дом стоит на углу Красного проспекта и улицы Свердлова. До 1920 г. эта улица называлась Воронцовской, в честь Министра Императорского Двора и уделов (т. е. земель), канцлера российских императорских и царских орденов графа Иллариона Ивановича Воронцова-Дашкова, самого большого землевладельца империи, после царской семьи, конечно.

Граф И. И. Воронцов-Дашков и Е. Р. Дашкова (журнал «Разведчик», 1905 г. и gol.ru)

Если кто помнит знаменитую подругу и сподвижницу императрицы Екатерины II Екатерину Дашкову, то это ее, пусть не прямой, но пра-пра… внучатый племянник.

В 1905 г. на углу этих улиц кяхтинский и тюменский купец Василий Алексеевич Собенников и томский купец Никон Александрович Молчанов построили здание по проекту томского же архитектора Константина Лыгина. В нем располагался Торговый дом «Собенников и братья Молчановы». Память о себе они оставили на самом доме. На втором этаже скошенного угла дома расположен балкон с ажурной кованной решеткой. На ней красуется вензель с тремя знаковыми буквами «С. Бр. М.» - Собенников и братья Молчановы.

Вензель на решетке балкона. 2015 г. Фото Д. Поповский

Справа от балкона — еще один артефакт: старая адресная табличка, на которой адрес дома значится как Свердлова, № 39. А сегодня — № 17. В 1970-х улица «доела» маленькие частные домики и произошла ее перенумерация.

Дом пережил знаменитый пожар 1909 г., когда выгорела четная сторона Николаевского проспекта. Каменные стены его, конечно, спасли, но все равно пришлось перестраивать.

План перестройки 2-го этажа дома Собенникова, 1909 г. (Госархив Новосибирской области)

Разобрали третий этаж, по Воронцовской дом расширили. Еще одна часть (5 последних правых окон) была пристроена к дому уже значительно позже, в советское время, для расширения типографии, и, что удивительно, новый фасад ее был исполнен с соблюдением общего стиля дореволюционной части.

Зайдя в подъезд дома, ведущий в ресторан «Соседи», мы увидим ситуацию, похожую с уже рассматриваемым нами подъездом дома Сурикова: слева заложенный кирпичом торцевой выход, окно второго этажа, служащее сегодня дверью, и шикарную лестницу с кованными перилами 1909 г. Здесь же —большой дымоход печи, распределяющий тепло через сквозные каналы внутри стен. Их следы тоже видны.  

Подъезд в доме Собенникова и Молчановых. Кадр д/фильма «Дом на Красном». 2023 г.

В отделке этого дома применялись совершенно другие строительные материалы. Посмотрим на фасадную стену первого этажа. Она оформлена декоративными блоками из приобского гранита. Технология их изготовления такова: сначала из глыбы гранита вытесывали блок прямоугольной формы, затем лицевую сторону обивали бучардой — большим зубчатым молотком (типа как для отбивки мяса), в результате чего появлялась шероховатая поверхность; потом делали рустовку пояска, вытесывали полоску по периметру лицевой грани и клали поверх кирпичной стены.

Отделочный камень на доме Собенникова и Молчановых. Кадр д/фильма «Дом на Красном». 2023 г.

Еще в начале XX века два этих здания представляли центр торговой и деловой жизни города. Сам торговый дом вел торговлю чаем, сахаром и прочими бакалейными товарами. Помимо собственной торговли, в нем размещались китайская чайная «Ван-Ху-Син», посудные магазины Щелкунова, Метелева, Латена, склад земледельческих орудий «Андриане Плат» и магазин книжных и канцелярских принадлежностей Н. П. Литвинова. А в какое-то время еще отделы городской управы и четырехклассное городское училище. В 1910-м году дом был подключен к электроэнергии, на что Николай Павлович получает соотвествующее разрешение городской управы: «Мне встретилась необходимость провести электрическую энергию с основной станции, установленной при типографии, угол Воронцовской и Кабинетской ул., на Николаевский проспект в дом Молчанова — для этого потребуется установить на Воронцовской ул. и Николаевском проспекте, около тротуара, пять столбов».

Дом Собенникова и Молчановых. 1910-е. Издание Н.П. Литвинова.

Ну, и полноты ради, давайте добавим еще одну деталь «светской хроники». «Московская красавица-1988» Маша Калинина, ставшая первой победительницей конкурса красоты СССР, была правнучкой нашего Василия Собенникова.

Маша Калинина, 1988 г. и Василий Собенников, 1910-е. (userapi.com и onetor.ru)

Февральская революция 1917 г. сменила многие ориентиры. Повсюду стали образовываться профессиональные и национальные союзы. Правую часть дома Молчановых заняла окружная украинская диаспора, которая называлась «Серый клин», и активно включились в политическую жизнь города. Издавались и газеты на украинском языке. Начинается новая жизнь купеческого дома, полиграфическая. И в какой-то степени эта новая жизнь спасла дом на Красном от сноса, поскольку в 1960 г. он был признан памятником истории, охраняемым государством как дом, в котором располагались «типографии первых революционных изданий».

В июле 1917 г. в дом Молчановых переезжает типография Литвинова, выпускающая ежедневную газету «Свободная Сибирь». После Октябрьской революции типографию национализируют, и она начинает печатать большевистскую газету «Дело революции». Соседний дом Сурикова тоже отдают под типографию.

Ново-Николаевские газеты «Свободная Сибирь» и «Дело революции». 1917, 1918 гг. (Госархив Новосибирской области)

В 1921-м в Ново-Николаевск из Омска переводят Сибревком (Сибирский революционный комитет), с ним переезжает множество организаций, в том числе редакция и типография газеты «Советская Сибирь», которая начинает свою работу тоже в этом здании. Так до начала XXI века два старинных дома города были полиграфическим комбинатом.

История его тоже интересна, я бы даже отметил памятную его недорогую рабочую столовую, что располагалась на втором этаже и имела выход на тот самый старинный балкончик.

И еще парочка отметок былой жизни нам осталась до сего дня.

В цокольном этаже, на месте купеческих складов, а после — печатного цеха, сегодня находится гастрономическое заведение Beerfactory. И нужно отметить, что это помещение было тщательно отреставрировано ресторатором, и, придя сюда, вы как бы попадаете в средневековый замок со стенами из мощного бутового камня, бойницами окон и каменными сводами потолков.

Кстати, в 1912 г. этот подвал стал местом судебной тяжбы между соседями. В заднем углу дома И. Т. Сурикова появилась течь воды со зловонным запахом. Вода из ватерклозета вскоре ручьем потекла в подвал здания ТД Собенникова и Молчановых и грозила попасть в воздушные каналы. Для устранения неприятности была назначена Санитарная полицейская комиссия. Согласно ст. 445 гражданского свода законов, И.Т. Сурикову было предложено немедленно устранить спуск загрязненных вод.

Сделал это бывший глава города или нет, архивные документы умалчивают, а нам сейчас интересна другая, вещественная, отметка — надпись масляной краской на стене гастрономического заведения: «Курить запрещается» — осколок времен, когда помещение было заполнено бумагой и краской.

Надпись на стене в цехе полиграфкомбината. Кадр д/фильма «Дом на Красном». 2023 г.

В обеих половинках здания, и Сурикова, и Молчановых, есть и другие кафе-рестораны, сохранившие интерьеры, атмосферу и знаки дореволюционных времен: Twenty two, Beerbistro, «Чашка кофе», «Профсоюз» и т.д., но мы заглянем в дворовую пристройку, построенную уже в 1960-х г., для склада-экспедиции.

Сразу же после захода в подъезд руин-паба «Типография», слева, нашел убежище шикарный музейный экспонат — печатный станок Гутенберга. Это, конечно, поздняя копия, потому что оригинальный станок, на котором была отпечатана первая Библия, был создан в 1440 г., и был деревянным. 

Но он настоящий, уже усиленный гидравликой, и был произведен в Германии на машиностроительном заводе Karl Krause во второй половине XIX века. Как попал к нам — уже неизвестно. Возможно, на нем печатались наши первые газеты, а возможно, его как трофей привезли уже после окончания Великой Отечественной войны.

Печатный станок «Karl Krause». Кадр д/фильма «Дом на Красном». 2023 г.

Работает это легендарное изобретение очень просто. На основе винодельческого пресса. Это даже можно представить. Поднимаем пресс. Заготовка страницы, собранная вручную из отдельных буковок (литеров), укладывается на станину, далее подушечками покрывается печатной краской. Это самый сложный процесс. Краска наносится обязательно равномерно, иначе текст не пропечатается или сольется. Лист бумаги аккуратно закрепляется на трафарете, который кладется сверху, станину вперед, и сверху опускаем пресс. Подняли — все, прокламация готова.

Этот станок поблуждал по разным уголкам Дома на Красном. В конце прошлого века он находился как раз около столовой полиграфкомбината, в 2010-е переехал на площадку ресторана Red House Сергея Лунёва, а после его закрытия оказался здесь.

Я покидаю историко-краеведческий, полиграфический и гастрономический комплекс «Дом на Красном», а вас сюда приглашаю, просто спокойно посидеть за чашечкой кофе и посмотреть течение времени.

Научный сотрудник Музея Новосибирска Константин Голодяев