Меню

Потерял ориентиры — ищи: как предприниматели справляются с психологическими проблемами

Иллюстрация: Предоставлено спикером

Личность бизнесмена проецируется на его деятельность. С помощью специальных приемов можно выявить мешающие прогрессу факторы и исправить ситуацию. Какие именно — в разговоре nsk.dk.ru с Анной Бабич.

Россияне все чаще обращают внимание на свое психическое здоровье. Ранее общество воспринимало походы к психологам как нечто постыдное или ненужное, но ситуация меняется. Люди осознают важность заботы об эмоциональном состоянии и все чаще обращаются к специалистам для получения поддержки.

Продажи антидепрессантов в России в 2024 г. оказались выше, чем пять лет назад, пишут «Ведомости» со ссылкой на отчет аналитической компании DSM Group. В 2019 г. объем продаж антидепрессантов составил 4,6 млн руб., а жители России закупили 8,4 млн упаковок. В 2023 г. объем продаж увеличился до 11,3 млн руб. и 15,3 млн проданных упаковок (прирост в 21,3% в рублях и в 17,4% — в упаковках). Грубо говоря, употребление россиянами антидепрессантов только растет, учитывая, что за девять месяцев 2024 г. объем продаж составил 10,6 млн руб. и уже 13 млн упаковок.

Этот тренд также может свидетельствовать об увеличении среди населения уровня стресса и тревоги, вызванных разными внешними факторами. «Деловой квартал» заботится о ментальном здоровье своих читателей, поэтому поговорил с психологом Анной Бабич о практиках, помогающих управлению бизнесом и собой.

Как найти в себе силы двигаться дальше и решать насущные вопросы в условиях личностного кризиса?

— Если бы у нас была возможность решать жизненные задачи последовательно, то я бы рекомендовала сначала разобраться с кризисом, а потом перейти к насущным вопросам. Часто бизнес принимает на себя личностные «затыки» самих предпринимателей или собственников. Бизнес — проекция личности, и то, что происходит внутри руководителя, влияет на выстраивание процессов, формирование команды, отношение к подъемам и спадам. Но, к сожалению, жизнь не всегда предоставляет эту возможность, так как многие задачи требуют одновременного решения. И в этом смысле руководителю необходимо грамотно распределять внутренние ресурсы.

Внутренний ресурс — физическая и психическая энергия. Однако многие бизнесмены считают, что психология — для слабых, и они в силах решить все самостоятельно. Именно эта мысль не дает поставить свое психическое и физическое состояние в приоритет — до него никак не доходят руки. Здесь возникает замкнутый круг — человек не уделяет здоровью внимания, считает, что это не важно, ничего не делает для его поддержки, соответственно, состояние становится хуже, результаты в бизнесе — тоже.

И здесь ключевая задача — поставить свое состояние в приоритет. Конечно, до этого нужно дозреть, пройти несколько точек дна, несколько эпизодов выгорания, чтобы в будущем ценить такой ресурс, как собственные силы и энергию.

Рекомендую примерное распределение ресурса — 60 на 40, где 60% —это восполнение сил и энергии, а 40% — внимание к решению проблем бизнеса.

Что делать руководителю, если бизнес нужен только ему, то есть команда не проявляет инициативы?  

— В этом случае бизнесмену нужно столкнуться с реальностью и осознать, что бизнес, действительно, нужен только ему. Потому что он сам принял решение открыть или возглавить компанию. Руководитель под это находит команду, которая по определенным договоренностям выполняет задачи. Вопрос в том, насколько зрело ожидать от коллег такого же благоговения перед работой. Может быть, руководитель постоянно «бьется» об то, что сотрудники не живут инициативой. Он обслуживает свои уязвленные чувства, самолюбие собственника — тратит энергию на переживания, а не на решение бизнес-задач. 

Бизнес нужен только мне, потому что я его родитель — такой уж удел собственников и предпринимателей. С принятием этого фактора мы снимаем с команды завышенные ожидания, градус понижается. Конечно, нам хочется ожидать большей вовлеченности от сотрудников, но здесь — вопрос: можете ли вы как собственник и руководитель повлиять на эффективность?

Часто слышу: «Им ничего не нужно. Я молча злюсь». Однако в этом посыле команде не понятно, чего от нее желает руководитель. Возьмите на себя, пожалуйста, ответственность, объясните сотруднику, что нужно сделать. А дальше: «Мне все нужно разжевывать»? Да. Необходимо четко говорить команде, чего мы от нее хотим. Вы повторяете это несколько раз, и через некоторое время команда понимает задачи, выполняет работу так, как нужно.

Если же хочется влиять на истинную мотивацию сотрудников, то, возможно, имеет смысл выделять опционы. Потому что, если они есть, то у человека внутри растет уровень ответственности. Получая часть прибыли, я начинаю относиться к делу, как к своему, появляется смысл на что-то влиять.

Требовать от сотрудника инициативы — это то же самое, что сказать человеку, который живет в съемной квартире, чтобы он относился к ней, как к своему дому (ухаживал, делал ремонт на собственные средства). На самом деле эту метафору можно растянуть и до бизнеса: для собственника бизнес — дом, работники в нем — временные жильцы.

Если собственника раздражает, что он делает все один, то, возможно, стоит задуматься, тяготит ли его ответственность за собственный бизнес, с кем он может ее разделить, а также на каких условиях.

Ориентиры стерты, цель потеряна где их найти?

— Если ориентиры стерты, то это похоже на разрыв контакта со своими ценностями и смыслами. И это нормально, так бывает. За свою жизнь человек проходит несколько возрастных кризисов, например, 30, 40, 50 лет. В такие моменты происходит перестройка ценностей. Она звучит так: «То, что раньше имело для меня смысл, зажигало, стало казаться пустым и бессмысленным». С одной стороны, я говорю, что это естественно для человека, а с другой стороны, — это болезненно. Казалось бы, человек только выстроил жизненную инфраструктуру, обзавелся семьей, бизнесом, наметил траекторию, тут случается кризис, и он себя находит на каком-то пепелище.

Потерял ориентиры — ищи. Этот процесс тоже должен стать задачей. Одна из них — восстановить собственный ресурс, сделать его предметом внимания. Здесь точно так же — если смысл потерялся, то не факт, что он сам вернется. Человек чувствует себя, как ребенок, который потерялся в торговом центре: вокруг кипит жизнь, горят витрины, а он не знает, что делать, куда бежать. Родители говорят своим детям: «Если потеряешься в торговом центре, стой на месте, жди». Для взрослого человека в кризисе эта рекомендация тоже справедлива — для начала остановитесь, подумайте, а если не понимаете, куда бежать, то и не нужно. Осознайте, примите кризис. Когда придет время, вы поймете, куда двигаться дальше.

Я уже говорила: если потеряны ориентиры, значит, ослаб контакт с ценностями. Потому что ценности — это маяки в жизни человека. Их невозможно достичь, так как они не цель. Мы постоянно двигаемся в сторону реализации ценностей. Например, в нас присутствует важность родительства или успеха в бизнесе, за каждым новым успехом мы едем все дальше и дальше, потому что на ценностях невозможно поставить галочку, то есть раз и навсегда их заполучить.

Инструменты восстановления контакта — это психотерапия и коучинг. Если вы ощущаете тяжесть от мыслей, вам плохо, одиноко и страшно, а также есть ощущение опустошенности, полной потери сил, энергии, то необходимо идти к психологу. Если вы ощущаете, что ваши физические и эмоциональные ресурсы в порядке, вам — к коучу, чтобы он помог наметить новые ориентиры.

Я устал от бесконечных встреч и общения с людьми, что делать?

Подвергнуть расписание критическому осмыслению. Большинство встреч и звонков идет по накатанной: мы когда-то назначили планерки по понедельникам, теперь они есть всегда, даже если и не нужны вовсе. Если вы ловите себя в моменте, что не понимаете значимость своего нахождения на какой-то встрече, то вам здесь и не нужно быть. Я хорошо помню разговор с одним руководителем бизнеса, у которого были СEO-специалист и команда топ-менеджеров. Управленец увидела, что у СEO в неделю стоит порядка 25 встреч — согласитесь, это очень много, непонятно, как человек успевает выполнять и другие задачи. Руководитель проанализировала расписания сотрудников на предмет эффективности — получилось, что 30% встреч происходят по привычке, потому что так когда-то сложилось.

Задача — оставить только необходимые встречи. И хорошо бы переосмысление расписания проводить минимум раз в полгода или чаще, если компания быстро растет и развивается. И здесь собственнику важно отнестись к своему времени не как к чему-то безразмерному. Мы склонны неадекватно его оценивать, нам кажется, его очень много, а когда оглядываемся, то получается, что все эти часы схлопнулись в один миг. Время — не песок в пустыне, это драгоценность, которую нужно оберегать.

Если после сушки расписания человек до сих пор устает от общения с людьми, то необходимо поставить в собственное расписание практики восстановления. Речь — о тихих часах, днях. Есть дни, когда у меня созвоны, а есть дни, когда я работаю за компьютером в тишине. Также ищите личные способы восстановления энергии, а какие — можете знать только вы.

Я руководитель компании, в моем подчинении целый штат сотрудников. Как известно, людям свойственно ошибаться. Что делать, если ромашковый чай уже не помогает, а оставаться спокойным во время управленческой беседы не остается сил?

— Ответ психолога вам не понравится, потому что у него нет задачи сделать всех спокойными. Как оставаться спокойным? Никак. Руководители — не роботы, они испытывают эмоции. И мы ничего не можем с этим сделать. Поэтому такая задача некорректна, но вопрос, как не кричать на коллектив — весомее. На эмоции мы не можем влиять, а на поведение — вполне. Например, не повышать голос на команду, потому что это противоречит внутренним ценностям.

Как тогда не «схватить» инфаркт на работе, не тратиться эмоционально? Здесь нужно систематически работать с разгрузкой нервной системы. В этом хорошо помогают практики осознанности Майндфулнесс. С их помощью мы учимся наблюдать за своими мыслями, разъединяться с ними, тренируем навыки отслеживания состояния. Но здесь есть один минус — это не работает при однократном использовании. Если я поприседаю 100 раз, то у меня мгновенно не вырастут мышцы. Развитая мускулатура — залог ежедневных тренировок.

Команда мечты какая она? Есть ли формула?

— Для меня нет единой формулы, скорее всего есть только принцип: брать в команду людей с похожими ценностями. Команда для руководителя бизнеса — это проекция личности. Очень часто ценности фирмы продолжают ценности собственника. Поэтому близкие по ценностям люди — абсолютно точно команда мечты.

Также отмечу, что на разных этапах развития компании собственнику нужны разные люди. Потому что, если мы говорим про стартап или старт компании, необходима энергия, преданность идее, может быть, фанатизм. Одна из моих клиенток говорит: «Наша компания не может себе позволить не wow-людей на этапе, когда ставки очень высоки». Это ее команда мечты на текущий момент. А, например, когда основные процессы устаканятся, нужны будут другие люди, которые методично продолжат отладку процессов, — и это уже не то безумное, которым горим в начале.

 

Елизавета Михайлова