Вряд ли найдется какой-либо предприниматель, который не хотел бы постоянно развивать свой бизнес и повышать его прибыльность.
Данные цели могут достигаться путем расширения географии деятельности, для чего можно открывать филиалы за счет собственных средств, либо масштабироваться через франчайзинговую сеть. Второй вариант — очевидно более привлекательный, особенно для малого и среднего предпринимательства, так как позволяет привлечь сторонние инвестиции для открытия новых точек. Но будущее франчайзинговой модели всегда зависит от успешного сотрудничества с партнерами-франчайзи, основой которого является сильная франшиза. В этой связи возникает вопрос: как определить, что бизнес готов к франшизе? И какие шаги нужно предпринять для создания конкурентоспособной и экономически привлекательной франшизы?
1. Успешный коммерческий опыт и стабильная прибыльность
Бизнес готов к франшизе тогда, когда в результате наработки хорошего коммерческого опыта деятельность приносит стабильный доход. При этом успешность коммерческого опыта должна оцениваться по результатам работы в течение нескольких лет и его апробации как минимум на двух собственных точках в разных локациях. Это позволит создать экономически обоснованную финансовую модель и уникальную бизнес-модель, позволяющую выделить сильные стороны собственной франшизы. Кроме того, желательно автоматизировать производственные и сервисные процессы, которые впоследствии обеспечат оперативное взаимодействие с будущими франчайзи.
2. Известность бренда
В контексте франшизы понятие «бренд», как правило, имеет расширительное толкование и включает в себя не только зарегистрированный товарный знак, который уже приобрел определенную узнаваемость и репутацию среди потребителей, но и иные элементы фирменного стиля и маркетинговой политики правообладателя, изложенные в брендбуке.
3. Политика развития и стандарты работы по франшизе
В процессе формирования предложений для франчайзи важно достичь собственного понимания возможностей и способов масштабирования: готов ли бизнес к работе во всех регионах страны и в других юрисдикциях, или есть особенности, обуславливающие его успешность только в определенной местности? Как будет выстроена франчайзинговая сеть: будет один франчайзи в конкретном субъекте Федерации, или возможно наличие нескольких партнеров, готовых соблюдать заданные стандарты бизнес-процессов?
4. План маркетинговой поддержки франчайзи
С запуском франчайзинга все вовлеченные лица заинтересованы в продвижении бизнеса. Зачастую франчайзер принимает на себя основную роль в разработке маркетинговой политики и проведении общих рекламных кампаний, однако при этом франчайзи должен быть готов разделить финансовые затраты на их проведение, например, путем внесения ежегодного маркетингового платежа.
5. Договор коммерческой концессии
Для юридического закрепления всех условий будущего сотрудничества по франчайзингу необходим хорошо проработанный договор, предусматривающий полный перечень передаваемых объектов интеллектуальной собственности, а также взаимных прав и обязанностей сторон. Наличие такого договора позволит минимизировать в будущем риски возникновения спорных моментов и обеспечить продолжительное и взаимовыгодное сотрудничество, что подтверждается успехом многих франшиз из Сибири.
Из вышесказанного следует, что обозначенные элементы создания франшизы связаны со специфическими моментами из разных областей: экономика, финансы, маркетинг, юриспруденция — качественная проработка которых возможна при условии привлечения соответствующих специалистов. В противном случае могут пройти годы для наработки опыта на собственных ошибках, которые отразятся на динамике и перспективах развития франчайзинговой сети.
Новосибирск,
ул. Депутатская, 46, оф. 1204,
деловой центр «Ситицентр»
тел. (383) 209-3045
e-mail: Nsk@gorodissky.com
Реклама erid: LjN8KSdD9 ООО "Юридическая фирма Городисский и Партнеры" ИНН 7702195561