Меню

Субсидиарная ответственность жены и других членов семьи бизнесмена

Автор фото: предоставлено компанией. Иллюстрация: Шумская и партнеры

Практикуя в банкротстве и семейных спорах, я часто сталкиваюсь с тем, что супруги бизнесменов не знают о том, что на них лежит риск привлечения к субсидиарной ответственности по обязательствам бизнеса

Почему? Да потому что в последнее время суды все больше расширяют круг лиц, привлекаемых к ответственности по долгам компаний, разыскивая среди окружения бизнесменов, владеющих проблемным бизнесом, тех лиц, которые могли стать номинальными владельцами его активов либо получали доходы (содержание) за счет средств от его бизнеса.

Давайте разбираться, как это работает. Если в компании начинают плохо идти дела и дело доходит до банкротства, кредиторы такой компании пытаются получить свое не только с самого бизнеса, но и с его владельцев и директоров. Такие лица называются КДЛ — контролирующие должника лица. Но, помимо самих бизнесменов, заинтересованными по отношению к должнику лицами могут являться и их супруги, родители, дети, сестры, братья и прочие родственники (абз. 2 и 3 п. 2, п. 3 ст. 19, п. 1 ст. 61.10 закона «О банкротстве»).

В последние годы с особой силой начала разворачиваться судебная практика, которая направлена на поиск лиц, на которых бизнесмены выводят свои активы в преддверии банкротства. Год назад законодатель упростил эту задачу, дав арбитражным управляющим право самостоятельно без суда получать всю информацию и сведения о родственных связях контролирующих лиц.

Все ли родственники интересны кредиторам? Чаще всего в органах ЗАГС управляющие запрашивают сведения о родителях, братьях, сестрах, супругах, в том числе бывших, о детях, а также матерях детей, с которыми брак заключен не был, но был факт признания отцовства на детей вне браков (гражданские жены — сожительницы).

По всем перечисленным лицам управляющий, как правило, запрашивает из всех возможных реестров информацию о зарегистрированном имуществе, истребует налоговые декларации и сведения о счетах, а также выписки из банков о движении денег по этим счетам. Все это делается, чтобы подтвердить, что тот или иной родственник выступал выгодоприобретателем (то есть получал выгоду) от действий КДЛ, а не имел собственные доходы для оплаты своих счетов и приобретения активов. Глубина проверки таких транзакций, подаренных или приобретенных активов, в том числе разделенных по брачным договорам, может достигать десяти лет.

Что же является важным, и что следует знать?

1 В каком состоянии дела бизнеса вашего супруга.

Ряд судебных актов, дошедших до Верховного суда, по оспариваю сделок по получению супругами денежных переводов от своих мужей, разрешая вопрос о том, должна ли супруга знать о состоянии дел в бизнесе ее мужа, дает однозначный ответ: да, должна, потому что семейные отношения воспринимаются судами как фактор осведомленности и поддержания противоправного поведения супруга. А еще потому что супруги зачастую бывают погружены в дела бизнеса и имеют возможность оказывать влияние на деятельность должника (компании-банкрота). Особенно это касается тех случаев, когда речь идет о семейном бизнесе либо о тех случаях, когда оба супруга занимали те или иные должности в компании-банкроте (постановление №Ф09-4328/22 Арбитражного суда Уральского округа по делу №А76‑33985/2021 от 19.10.23, постановление Арбитражного суда Московского округа по делу №А40-153804/18 от 29.08.23 и постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа по делу №А56-140063/2018 от 15.03.24).

2 Источники дохода, который вы получаете от деятельности бизнеса вашего супруга, и не причиняется ли указанными выплатами (отчуждениями объектов в вашу пользу) вред кредиторам?

В подавляющем большинстве случаев, встречающихся в судебной практике, если супруги руководителей должников получали от компании-должника напрямую денежные средства путем прямых транзакций (по несуществующим сделкам), в качестве выплат повышенных зарплат или премий, оплаты семейных нужд с бизнес-карт супруга, привязанных к расчетным счетам компании, то все эти выплаты впоследствии признаются злоупотреблениями, а лицо, которое осуществляло такие расходы или получало доходы, признается выгодоприобретателем.

То же самое правило распространяется и на приобретенные в браке активы в случае, когда активы приобретаются за счет средств, полученных из бизнеса незаконным путем в ущерб интересам кредиторов, а в последующем отчужденными, к примеру, по брачному договору в пользу супруги. В этих случаях суды всегда обращают внимание на то, за чей счет приобретены активы (постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа по делу №А70-3847/2018 от 30.08.23, постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа по делу №А70-5100/2020 от 16.10.23, постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа по делу №А56-70983/2018 от 09.02.23).

3 Как и когда следует заключить брачный договор, чтобы он помог сохранить активы.

Перед заключением брачного договора надо консультироваться не только с нотариусом, но и с юристом. Юрист, оценивая вашу конкретную ситуацию и задачи, которые вы планируете решить с помощью брачного договора, сможет ответить на вопрос, будет ли существовать риск его оспаривания.

Оценивая брачный договор в процессе его оспаривания, суды обращают внимание на следующие вещи:

Когда был заключен брачный договор. Если он был заключен в преддверии банкротства, то с высокой долей вероятности он вас не спасет.

За чей счет приобретены активы, которые распределяются между супругами? Если имущество, отошедшее в пользу супруги, было приобретено за счет доходов, полученных от деятельности компании, это влечет значительный риск.

Порядок распределения имущественной массы между супругами. Если распределение имеет признаки существенной неравноценности — более чем 70 на 30%, то это значительно повышает риск оспаривания и возвращения в конкурсную массу распределенного имущества.

Ключевой вопрос, который будет оцениваться в первую очередь: а существовали ли на момент заключения брачного договора неисполненные обязательства перед кредиторами?

Выводы

В заключение хочется сказать, что самый главный критерий, на который будет ориентироваться суд, — это добросовестность.

Поэтому куда важнее доказать, не куда пошли деньги, полученные от мужа, а каков был их источник. Раскрытие источника спорного дохода — одно из ключевых доказательств, которое оценивается судом. И, для того чтобы это раскрыть, вы должны это, как минимум, знать.

Важно доказать, для чего совершались те или иные сделки или менялась структура владения после длительного предшествующего периода. Все эти вопросы нужно заранее обсудить и обдумать, прежде чем переходить к совершению тех или иных сделок, прежде чем в компании начнутся какие-то необратимые процессы. Потому что, если при оценке всех фактов и обстоятельств получения вами активов будет очевидно доказана ваша добросовестность, вы сможете избежать субсидиарной ответственности по обязательствам компании-должника.

Но чтобы достичь такого результата, нужно подумать об этом заранее и оценить перспективы благополучного разрешения таких ситуаций.

Юридическая компания

«Шумская и партнеры»

г. Новосибирск,

ул. Депутатская, 2,

блок 5Б

тел. +7 913-901-76-41,

+7 913-890-66-16

www.shumskaya.pro

t.me/shumskaya_anna_lawyer

Реклама erid: LjN8KSBsN ООО Шумская и партнеры ЮК ИНН 5406681487