Меню

Новосибирск будущего уже существует. Осталось разрешить ему случиться

Автор фото: Егор Тиммерман. Иллюстрация: nsk.dk.ru

«Позабыты хлопоты, остановлен бег», но роботам, чтобы вкалывать, пока все же нужен человек, поэтому история про Электроника хоть и превращается в самосбывающееся пророчество, но очень медленно.

В Новосибирске работает предприятие по производству роботов, которые способны в буквальном смысле творить чудеса, однако взлететь мешают административные барьеры.

Руководитель проекта Robcom Иван Рапацевич рассказал «Деловому кварталу», как роботы, созданные на предприятии, могут стать коммунальным спасением для Новосибирска и что нужно, чтобы мечты горожан о чистом и комфортном городе претворились в реальность.

Что способствовало запуску в Новосибирске такого предприятия? Ведь на первый взгляд кажется, что будущий спрос на подобную продукцию неочевиден.

— Компания, на базе которой появился Robcom, давно работает в промышленности, поэтому у нее уже были производственные мощности и станочный парк, а у одного из собственников был интерес к роботам. Эти производственные мощности получил в свое распоряжение иркутский разработчик Андрей Золотоев, который уже порядка 15 лет делал разных роботов, в том числе по заказу, но ничего масштабного у него не было. Его основная идея заключалась в разработке различных шасси — колесных, гусеничных — на базе которых можно создавать, по сути, любое устройство, которое сейчас необходимо какой-либо отрасли.

Когда он приехал сюда, первой на нашей площадке была создана уникальная коммунальная машина. В России есть огромная проблема малой механизации — ее практически не существует: уборкой территорий занимаются либо дворник, либо огромные трактора, которые не могут проехать по тротуарам или узким дорожкам, а значит, проблема уборки города должным образом не решается. Иногда в помощь дворникам дают небольшие шнекороторы, но чаще всего это бытовые машины, предназначенные для уборки снега на придомовой территории, и они не рассчитаны на ежедневную работу 30 дней в месяц. Да и эксплуатация и обслуживание подобных машин влекут огромные затраты.

Андрей разработал коммунальную машину, которая может работать по восемь часов в день на одном заряде батареи в течение минимум пяти лет, все узлы и агрегаты специально спроектированы так, чтобы она могла работать полноценно и долго и в то же время могла заменять от пяти до 15 дворников в повседневной уборке территории.

Помимо коммунальной техники, мы делаем много разных машин, в том числе и для предприятий, и для парков аттракционов, и по эксклюзивным заказам. Выпускаем и квадроциклы.

Собственно, на основе разработок и наработок Андрея Золотоева и выстроилось производство Robcom. Предприятие появилось благодаря синергии интеллекта и производственных мощностей. И мы быстро поняли, что можем делать уникальные продукты.

В этом году на «Технопроме» вы представляли свою продукцию, про нее делал репортаж даже Первый канал. Почему такой ажиотаж, вы единственные в России это делаете? И почему такого же интереса нет в Новосибирске, которому как раз необходимы эти продукты?

— Наша коммунальная машина — универсальна, на нее можно ставить снегоотвал, щетку, шнекоротер, ветродуйку, поливомоечный комплекс и что угодно еще по необходимости. Она удобна тем, что не портит дороги. Например, когда огромный трактор заезжает на тротуар — это огромная нагрузка (поэтому есть определенные ГОСТы по работе на тротуарах), наша же машина весит 250 кг, и даже когда устанавливается поливомоечный комплекс, ее вес достигает всего тонны, это не создает никаких проблем для тротуаров.

Такие машины действительно не делает никто, и нашей продукцией действительно интересуются по всей России. В Новосибирске интерес тоже есть, но существуют определенные барьеры. Местные дорожно-эксплуатационные службы очень хотят, чтобы у них появилась такая техника, но есть огромное количество разных административных препон — нельзя просто взять и внедрить что-то в работу.

Так получилось, что в Новосибирске долго не было мощного хозяйственника, который взялся бы за город не с точки зрения политических амбиций, а с точки зрения порядка. С новым мэром картина немного меняется, мы замечаем определенные подвижки. Нам было тяжело общаться с мэрией, сейчас у нового мэра стали появляться новые замы, стал возможен диалог. Но все же компании, которая хочет что-то внедрить в городскую среду, необходимо пройти огромное количество административных процедур.

Однако Департамент инвестиций, потребительского рынка, инноваций и предпринимательства мэрии запустил программу, согласно которой раз в год выделяет грант в 5 млн руб. разным муниципальным службам для приобретения чего-то инновационного. ДЭУ-1 заинтересовался нашими продуктами и получил грант на их приобретение. Так что интерес к нам в Новосибирске есть, просто реализация сотрудничества немного осложнена.

Какой объем машин необходим на такой город, как Новосибирск? Вы способны закрыть эту задачу?

— Мы способны. Мы же ориентированы не только на свой город, но и на всю Россию. Для нашей коммунальной сферы мы легко можем производить 100 единиц в месяц, но не факт даже, что городу будет нужно столько в ближайшее время. Чиновники иногда говорят, что скоро по городу буду ездить беспилотные машины, которые решат все коммунальные задачи. Технически это возможно, и у нас есть разработки, которые мы можем запустить в город, и они будут работать в автономном режиме, но пока есть препятствия.

Первое и основное — это инфраструктура: в городе чаще всего неправильные съезды и заезды на тротуарное полотно, не везде даже есть пандусы. Техника, конечно, может преодолевать бордюры, но это проблема, которая может нарушить работу искусственного интеллекта, управляющего нашей машиной.

Конечно, в городе, где идеальная инфраструктура, запустить это можно легко и оперативно. Было бы неплохо, если бы в эту зиму мэрия закупила у нас машины в ручном управлении, с креслом, чтобы мы обкатали тактику работы, получили обратную связь, как эффективнее всего работать подобной техникой в городских условиях.

Мы проводили испытания почти во всех районах нашего города. Тестировали и узкие проезды, и уборку парковочных карманов, и уборку «мертвых зон» остановочных павильонов. Это важно, потому что техника, которая используется сейчас, не может заезжать в парковочный карман, особенно в углы, где бордюрный камень стоит под 90 градусов, оттуда выгребать снег или мусор можно только вручную. То же самое — на остановках и островках безопасности.

Поэтому в первой итерации запуска нашей техники было бы логично, если бы она была пилотируемой, а дальше, с набором определенного опыта и практики эксплуатации, уже можно создавать особые алгоритмы в работе беспилотников. В тестовом режиме, возможно, следующей зимой уже можно будет запускать дроны для уборки.

Но должна быть еще какая-то нормативно-правовая база по эксплуатации — кто будет отвечать, если что-то произошло во время работы техники (поцарапали машину, наехали на ребенка или собаку)?

— Да, здесь много нюансов. Пока у нас нет никакой нормативной базы, как должен вести себя беспилотник, мы отдаем готовое изделие, описываем алгоритм его работы, и контролироваться это должно удаленным оператором. Например, где-то в ДЭУ в специальном кабинете устанавливаются мониторы, на которых оператор видит работу каждой машины, и беспилотник в ситуации, когда ему необходимо «принять решение», не берет на себя «ответственность», а просто останавливается, чтобы оператор решил эту задачу.

Первый запуск подобных решений будет идти в плотной работе и с управляющей структурой, которая будет заниматься эксплуатацией техники, и с нами как разработчиками. Возможно, будет создана оперативная группа, в которую войдут и разработчики, которые писали код по эксплуатации техники, и эксплуататоры — чтобы оперативно можно было вносить изменения в работу устройства. На старте ответственность будет равная.

А обслуживание техническое и ИТ вы берете на себя?

— Конечно. Мы как производители полностью берем это на себя. Есть несколько типов обслуживания: если речь идет о программном обеспечении, то конечно, это мы, и мы можем это делать удаленно. В техническом обслуживании ничего сложного нет — будут определенные регламенты, по которым ДЭУ сможет самостоятельно делать это у себя, либо для контроля периодически может выезжать наш сервисный специалист, чтобы и обучать службы ДЭУ, и помогать обслуживать.

И сколько лет такое устройство способно проработать?

— Гарантия производителя на устройство — год, а срок службы — пять лет. Но понятно, что техника будет работать дольше. Почему пять лет? Так как техника вся электрическая, то на ней, соответственно, устанавливаются аккумуляторы, они имеют две тысячи циклов перезарядки, а это, если заряжать устройство каждый день, — как раз чуть больше пяти лет. Но это не значит, что через пять лет техника будет непригодна, можно просто поменять аккумулятор или любой изношенный элемент.

Можно ли назвать вашу технику импортозамещающей?

— Невозможно пока использовать только российское сырье и комплектующие: все, что касается микроэлектроники, пока сложно производить только из своих компонентов. Сейчас у нас налажены отношения с Китаем, который производит все, что нам необходимо, в хорошем качестве: и двигатели, и контроллеры, и аккумуляторы. Мы можем наладить у себя производство всех этих элементов, но пока это нецелесообразно.

Между желанием сделать качественный продукт и локализовать его, чтобы он был полностью импортозамещающим, преобладает ставка на качество.

Какая себестоимость производства одного устройства?

— У каждой модели — своя. Что касается коммунальных машин, то сейчас маржинальность порядка 10-15%. Потому что это сложное производство. Мы выпускаем около 10-15 машин в месяц. Когда их будет выпускаться 100-150, стоимость значительно сократится. Снизится она и тогда, когда мы начнем делать разные компоненты самостоятельно. А пока все это производить дорого. Наша задача сейчас — сделать продукт популярным, а не заработать на нем.

Какое у вас конкурентное поле?

— Конкурентов, к сожалению, почти нет. Есть какие-то решения, но они другого масштаба. Есть конкуренты по типу техники, но они небольшие. Есть конкуренты по типу работ. Но полностью таких же компаний, как мы, нет.

Какие инвестиции вам понадобились, чтобы запустить это производство, и когда планируете окупиться?

— Огромные. И при нынешних темпах работы нам нужно еще примерно лет восемь-десять, чтобы выйти примерно в ноль. И то не факт. Поэтому, если говорить о том, насколько это прибыльный бизнес, то это скорее дорогое хобби, которое требует развития, для того чтобы оно начало приносить деньги.

Фоторепортаж Егора Тиммермана