АКОРТ: Доля собственных торговых марок в продажах крупных ритейлеров выросла до 22%
По данным Ассоциации компаний розничной торговли, среди самых быстрорастущих категорий СТМ в 2024 г. — вина, слабоалкогольные напитки, готовая еда, товары категории ЗОЖ и «ультрафреш».
Доля собственных торговых марок в продажах крупнейших продовольственных ритейлеров выросла за последний год более чем на один процентный пункт и превысила в среднем 22% от выручки, показал мониторинг аналитического центра АКОРТ, основанный на данных торговых сетей «Пятерочка», «Перекресток», «Магнит», Лента, АШАН, METRO, Глобус, Лемана Про, «Петрович», «Детский мир», М.Видео-Эльдорадо и «Снежная королева».
Доля СТМ в ассортименте также увеличилась в среднем до 22% от представленных на полках товаров. Среди самых быстрорастущих продовольственных категорий СТМ в 2024 году выделяются вина и слабоалкогольные напитки, готовая еда, товары категории ЗОЖ и «ультрафреш». К примеру, «Магнит» увеличил долю СТМ в категории мясных охлажденных продуктов и полуфабрикатов, а также замороженных овощей, ягод и овощных консервов.
Сеть METRO расширила линейку СТМ в категории замороженных продуктов: десертов, картофеля фри, мясных фрикаделек, замороженных овощных смесей. Кроме того, запущена линейка круп, сыров, в том числе творожный сыр для профессионального использования, линейка специй и горчицы.
Ритейлер АШАН вывел на полку около 100 новых товаров СТМ в категории ЗОЖ, включая продукты без сахара, без лактозы, для веганов, а также и суперфуды; запустил около 30 СТМ в категории «Органик»; представил новую линейку детских продовольственных и непродовольственных товаров.
«Пятерочка» также расширила ассортимент СТМ в категории ЗОЖ за счет нескольких десятков новинок молочных и кисломолочных продуктов и готовых диетических блюд, например, запеканки и сырников без обжарки.
Высокий спрос на СТМ аналитики АКОРТ отметили в категориях: молочные продукты, сыры, бакалея, свежие фрукты и овощи. Другое растущее направление — корм и товары для домашних животных. Новые СТМ и эксклюзивные бренды в этом сегменте запустили сети «Пятерочка», «Глобус», «Лента» и «Детский мир».
Анализируя тренды потребительского поведения, опрошенные АКОРТ ритейлеры отмечают опережающий рост спроса на товары СТМ в премиальном ценовом сегменте и товары, произведенные в соответствии с принципами экологической ответственности. Например, в сети «Перекресток» продажи премиальных СТМ выросли на 70% в первой половине года, более чем вдвое опередив общие темпы роста продаж товаров под собственными торговыми марками. «Лента» в рамках долгосрочного плана развития намерена укрепить позиции текущих марок и создать более тысячи новых в разных ценовых сегментах и категориях. АШАН отмечает растущий спрос на продукты, созданные по программе ответственного отношения к окружающей среде и партнерства с отечественными производителями: товарооборот собственных торговых марок, представленных в этом направлении, в 2024 г. увеличился вдвое.
Категория непродовольственных товаров стала одним из лидеров продаж собственных торговых марок ритейлера METRO, запустившего в ней в 2024 г. порядка 150 товаров СТМ. В специализированной непродовольственной рознице динамика роста СТМ ритейлеров опережает показатели 2023 г., отметили в АКОРТ. Например, «Детский мир» запустил собственные марки в новых товарных категориях — детского питания, детской уходовой косметики и бытовой химии. Доля СТМ ритейлера в сегменте детской одежды и обуви достигла 100%, в категории подгузников — 30%, детских игрушек и товаров для домашних животных в сети «Зоозавр» — 25%.
Спрос на СТМ растет и в сегменте электроники и бытовой техники, узнали аналитики. В группе «М.Видео-Эльдорадо» доля уникального ассортимента, включая собственные торговые марки, бренды, линейки и товары, представленные только в «М.Видео» и «Эльдорадо», выросла почти вдвое — с 11,5% в третьем квартале 2023 г. до 22% в третьем квартале текущего года. Лидеры категорий, в которых представлены частные марки, — кухонная техника и приборы для ухода за собой.
Собственные торговые марки ритейлеров широко присутствуют в категориях: аксессуары для телевизоров и компьютеров, товары для дома и уборки, холодильники, а с начала года ассортимент СТМ в «М.Видео-Эльдорадо» расширился категориями «климатическая техника», товары по уходу за одеждой и аксессуары для компьютеров.
СТД «Петрович» с начала года запустил более 800 наименований СТМ в категориях электро- и ручной инструмент, садовая техника, оснастка, крепеж, краски, гидроизоляция, плитка и керамогранит, сантехника, постельное белье.
Ритейлер «Лемана Про» (ранее — «Леруа Мерлен») увеличил долю СТМ в выручке до 21% — соответствующие товары присутствуют в каждом втором покупательском чеке компании. В сети «Спортмастер» доля СТМ превысила 50% в ассортименте и в товарообороте. Продукция под собственными торговыми марками представлена во всех товарных категориях для спорта и отдыха и производится в России и за рубежом. «Снежная Королева» продолжает концентрировать ресурс на СТМ: изделия собственной разработки во всех категориях — верхней и повседневной одежде и аксессуарах — превышают 90% ассортимента и оборота компании.
Динамика развития СТМ в текущем году перешла от количественной к качественной. Темпы запуска новых СТМ в продовольственном ритейле начали замедляться — по сравнению с 2023 годом большинство продуктовых сетей запустили меньше новых собственных брендов, что объясняется эффектом высокой базы предыдущих двух лет и фокусом на качественном развитии существующих марок. Общий рост потребительского спроса на СТМ говорит об укреплении доверия потребителей к торговым сетям, в том числе в категориях с исторически высокой лояльностью к брендам: кондитерская и алкогольная продукция, товары для животных. Активная динамика запусков СТМ в категориях ЗОЖ и готовой еды отражает общий тренд быстрого роста этих категорий и большого потенциала для их развития в ближайшие годы, — отметил председатель президиума АКОРТ Игорь Караваев.