Банк России дает сигнал о возможном повышении ключевой ставки на следующем заседании
Центробанк опубликовал резюме обсуждения ключевой ставки: решено оставить сигнал об оценке целесообразности повышения ключевой ставки на ближайшем заседании.
Участники обсуждения рассмотрели обновленные прогнозные расчеты: базовый сценарий и набор вариаций к нему. Различия в вариациях касались краткосрочных прогнозов по инфляции и экономическому росту, а также разных оценок влияния ужесточения банковского регулирования и макропруденциальной политики на динамику кредита в ближайшие годы.
На основе новых данных и обновленных прогнозов участники обсудили два решения:
— Сохранить ключевую ставку на уровне 21,00% годовых.
— Повысить ключевую ставку на 100 б.п., до 22,00% годовых.
Основные аргументы в пользу повышения ключевой ставки:
— Устойчивое инфляционное давление в IV квартале 2024 г. усилилось, а экономический рост оказался выше ожиданий. Внутренний спрос также вырос сильнее, чем прогнозировалось. Это означает, что перегрев экономики не только не уменьшился, но мог и возрасти. Чтобы обеспечить бóльшую уверенность в возвращении инфляции к цели в 2026 г., требуется дополнительно ужесточить денежно-кредитную политику.
— Кредитная активность снижается, но ее динамика «зашумлена» рядом факторов: высокими бюджетными расходами, сезонно низким спросом на кредиты в начале года. Кроме того, влияние автономных факторов на динамику кредитования может быть менее существенным, чем прогнозируется. В результате замедление кредитования может оказаться неустойчивым, и после снижения поступлений бюджетных средств рост кредита может снова ускориться. Это создаст дополнительные инфляционные риски.
— Инфляционные ожидания остаются высокими, что снижает реальные процентные ставки и усиливает инерцию в динамике цен. В результате возникает риск перехода экономики в режим постоянно высокой инфляции, выход из которого возможен только через значительное охлаждение экономической активности.
Основные аргументы в пользу сохранения ключевой ставки:
— Хотя инфляция остается высокой, формируются условия для ее будущего снижения: кредитная активность охлаждается, рост потребительского спроса несколько замедлился, есть признаки начала нормализации ситуации на рынке труда. Достигнутая жесткость денежно-кредитных условий достаточна для дальнейшего замедления кредитования и спроса и возвращения инфляции к цели в 2026 г.
— Автономные факторы продолжат значимо влиять на динамику кредита. Это усилит замедление кредитования. При этом одновременное ужесточение денежно-кредитной политики и банковского регулирования может иметь нелинейное влияние на динамику кредита. Это означает, что дезинфляционные эффекты от жесткой денежно-кредитной политики могут быть более выраженными при одновременном ужесточении банковского регулирования. Нужно продолжить паузу, чтобы проанализировать дальнейшее изменение денежно-кредитных условий.
— С декабрьского заседания ситуация в экономике существенно не изменилась. Рост сберегательной и охлаждение кредитной активности сопровождались усилением проинфляционных тенденций в экономике. В этих условиях решение о сохранении ключевой ставки на прежнем уровне является последовательным и соответствующим логике предыдущего заседания.
Взвешивая все за и против, участники согласились, что повышение ключевой ставки по‑прежнему имеет более серьезные риски, чем ее сохранение. Поэтому пауза в феврале является наиболее взвешенным решением. Сохранение ключевой ставки позволит дополнительно оценить подстройку денежно-кредитных условий (включая тенденции в кредитовании) и их влияние на инфляцию, минимизируя риск избыточного охлаждения экономической активности и отклонения инфляции вниз от цели в будущем.
Участники обсудили, каким сигналом следует дополнить решение по ключевой ставке. Некоторые участники предлагали нейтральный сигнал с указанием на более продолжительный период поддержания жестких денежно-кредитных условий. Они отмечали, что точка перелома проинфляционных тенденций может быть близка, но сохраняются как проинфляционные, так и дезинфляционные риски. Нейтральный сигнал даст Банку России необходимую гибкость при принятии дальнейших решений.
Однако большинство участников решили, что риски для инфляции смещены в сторону проинфляционных. Динамика инфляции и инфляционных ожиданий вызывает беспокойство. Поэтому необходимо сохранить указание на то, что Банк России будет оценивать целесообразность повышения ключевой ставки на ближайшем заседании.
По итогам дискуссии Совет директоров Банка России 14 февраля 2025 г.сохранил ключевую ставку на уровне 21,00% годовых и дал сигнал об оценке целесообразности повышения ключевой ставки на ближайшем заседании с учетом скорости и устойчивости снижения инфляции.