Меню

Дарья Сергеева: «Сегодня время продукта и время смыслов»

Иллюстрация: Предоставлено спикером

«Сегодня не завоюешь никого только маркетингом, продажами и акциями типа «оплати до первого числа». Сегодня время продукта и время смыслов. Особенно, если речь идет об услуге, связанной с детьми».

Основательница Bambika-club Дарья Сергеева начала свой бизнес в 18 лет, когда открыла первый детский сад. В 21 год, после перезагрузки в Таиланде, вышла на новый уровень, создав одну из самых успешных франшиз в сфере детского образования и ухода. Сегодня у компании продано и запущено 214 франшиз в 66 городах. А в 2024 г. Дарья Сергеева стала победителем бизнес-премии «Человек года» в сфере франчайзинга.

Вы впервые занялись бизнесом в 18 лет. Обычно люди в этом возрасте еще не знают, кем хотят стать, когда вырастут. Как у вас получилось?

— Действительно, я занялась бизнесом в раннем возрасте, хотя и успела некоторое время поработать в найме — это тоже был полезный опыт. Как у меня получилось? Во-первых, я всегда очень любила детей и планировала связать с этим свою деятельность. Во-вторых, у меня самой еще в детстве проклевывались скиллы предпринимателя. Мне захотелось объединить эти два момента и начать какое-то собственное дело. А после работы в найме и осознания, что многие существующие системы несовершенны, захотелось сделать что-то совсем свое. Я решила, что открою детский сад.

Насколько трудно было запускать дело, не имея нужного опыта, связей, навыков? Где брали финансы, чтоб открыть садик?

— Это были кредитные деньги. Кредит сначала не одобрили, но мне помог мой будущий супруг, и я получила свой первый старт. Я достаточно быстро нашла помещение, оборудовала его и наняла персонал. В декабре мне дали кредит, а в январе мы уже открылись. В самый первый день, когда заработал детский садик, все, кто пришел ко мне на экскурсию, заключили договор. Я сама работала воспитателем, няней и поваром в своем саду. Вспоминаю с теплом это время. Нужные знания я черпала только из интернета, так как в том возрасте у меня не было какого-то подходящего окружения, которое могло бы подсказать. Конечно же, я постоянно сталкивалась со сложными для меня ситуациями. А поскольку на тот момент я еще не была мамой, то и не было такого простого и нужного житейского опыта в этой области. Например, и о необходимости индивидуального подхода к каждому ребенку, и о нюансах адаптации в детском саду — процессе, к которому нужно долго готовиться, чтобы все прошло мягко, — я узнала и училась уже прямо во время работы. Что касается коммуникации с родителями, то с ними у меня тоже были очень добрые отношения. Это были люди все гораздо старше меня. Конечно, я не всегда могла справиться с происходящим: когда, например, приходили так называемые «вредные» мамочки, не всегда удавалось правильно подобрать слова, чтобы презентовать свою услугу. Но и этому я научилась.

Конечно, тогда было сложно, потому что поддержка была в основном моральная. Делала все сама и никогда никого не привлекала. Но в меня очень сильно верили, и этого «топлива» хватило, чтобы пройти через все трудности. Большое спасибо моей семье и тем друзьям, которые были в тот момент рядом.

Ставили перед собой какие-то цели на первое время?

— Вообще, когда я открывала первый садик, цели у меня были большие и сложнодостижимые. Мне хотелось, чтобы чистой прибыли хватало на съем жилья, первоначальный взнос для автокредита и при этом чтобы еще оставался заработок в 100 тысяч. Для меня это была очень важная задача. Но когда буквально через несколько месяцев чистая прибыль составляла уже более 200 тысяч, я поняла, что автокредит откладывается, так как нужно открыть еще один детский сад. И я запустила его в Новосибирске, а уже потом перебралась в Таиланд.

Расскажите о вашей «перезагрузке» в Таиланде. Что там произошло, что, вернувшись, вы решили делать франшизу?

— Почему я решила открыть детский сад в Таиланде? Дело в том, что я поехала туда не только за вдохновением, но и чтобы попробовать открыть садик не квартирно-домашнего типа, как в Новосибирске, а в отдельно стоящем здании с абонементом в два раза дороже. Я состояла в различных форумах и видела, что на Пхукете есть очень большая потребность в услуге, которую я могла бы качественно оказывать. Тогда я решила два своих новосибирских сада продать как готовый бизнес. Они были заполнены детьми и персоналом на 100%, поэтому не составило труда быстро найти покупателя. С вырученными деньгами я поехала на Пхукет и открыла на вилле новый детский сад с онлайн-видеонаблюдением, собственной площадкой и бассейном. Он тоже успешно стартанул и заработал.

Некоторое время я действительно жила на Пхукете, бизнес работал, все было здорово. Но я тогда была так молода, что поехала в чужую страну только с котом. Конечно, мне стало скучно, я загрустила по своей семье и друзьям и решила вернуться в Россию. Тогда я продала свой тайский садик, причем, настолько выгодно, что по возвращении в Новосибирск не только реализовала крупный проект — детский сад в коммерческом помещении с высокой стоимостью абонементов, но и сделала свои первые личные покупки. В 2015 г. у меня случилось два приятных события: во-первых, я стала мамой замечательного сына Артема, а во-вторых, основала франшизу. На тот момент у меня уже была сеть детских садов, и обо мне знали — мои знакомые и мамочки из детского сада просили сделать им такой же бизнес. И я решила открывать их под единым брендом, а именно — создать франшизу.

Расскажите о Bambika-club: как он работает, как подбирается персонал и т.д.?

— Я считаю, что наши сады — это безопасное место. Во-первых, они оборудованы системой онлайн-видеонаблюдения. А во-вторых, мы создали специальную систему подбора персонала, поэтому у нас работают только добрые люди и профессионалы своего дела. При этом сотрудники обучаются не только для работы с детьми, но с их родителями. У нас нет текучки, что важно для наших франшиз. Детям доступны развивающие занятия у специалистов разных сфер дополнительного образования — английский язык по программе Кембриджа, китайский язык и др. Кроме того, в садиках применяется система уникальной мягкой адаптации ребенка, а также авторская программа выявления одаренности.

Чем вы отличаетесь от других садиков и франшиз?

— Во-первых, мы всегда открываем свои проекты под ключ. Команда работает с выездом во все города и страны, поэтому садики соответствуют всем необходимым стандартам. Есть управляющая компания с несколькими отделами — юридическим, отделами маркетинга и проектов, а также отдельно — отделом сопровождения уже открытых проектов. Зачем он нужен? Наши франшизы часто покупают не опытные бизнесмены, а, например, мамочки, которым требуется наше полное сопровождение: подбор и ремонт помещения, набор, обучение и адаптации персонала, составление финансовой модели, покупка оборудования, маркетинг под ключ и набор детей. Мы все это делаем, и поэтому чаще всего наши сады выходят на точку безубыточности уже в первый месяц.

Вторая отличительная особенность — мы работаем с адекватными бюджетами. Если считать в ценах 2025 года, то вполне реально открыть под нашей франшизой садик, уложившись в три миллиона. Ну и, кроме того, Bambika-club — очень крупная сеть, что тоже является преимуществом, так как дает узнаваемость, большое количество партнеров и огромный наработанный опыт, сконцентрированный в одном месте 

Сегодня у компании продано и запущено 214 франшиз в 66 городах. В чем секрет такого успеха?

— Секрет нашего успеха, в первую очередь, в самом продукте. Сегодня никого не «возьмешь» только маркетингом, продажами и акциями типа «оплати до первого числа». Сегодня время продукта и время смыслов. И особенно, если речь идет об услуге, связанной с детьми. Родители — очень щепетильные клиенты, поэтому только при высоких стандартах качества продукта и большом количестве уникальных преимуществ можно достичь таких результатов. Классный продукт, супермаркетинг, команда, которая каждый день вкладывает время, силы и душу в работу. Ну и, конечно, важен сильный лидер, который будет тотально контролировать все процессы — в этой сфере это важно.

У вас большая команда? Как выстраивается взаимодействие с сотрудниками? Есть какое-то свое ноу-хау, как держать все в руках?

— Я считаю, что самая главная наша команда — это большая сеть франчайзи и коллективный опыт. По факту основная команда — это 15 человек, распределенные по отделам. Потому что наше ноу-хау — это не количество сотрудников, а глубина профессионализма каждого из них, личностные качества и опыт, который они получают в компании и успешно используют. Про взаимодействие. Не сказать, что я много участвую в операционной деятельности, но в какой-то мере со всеми процессами соприкасаюсь. В эти моменты и происходит передача моего собственного опыта, чтобы сотрудники могли уже самостоятельно выполнять задачи. Они всегда знают, что мы идейно, морально и в деловом смысле всегда рядом и на меня можно полностью положиться. А я могу положиться на них. Но при этом хотелось бы добавить, что даже очень квалифицированным сотрудникам все равно требуется присутствие сильного лидера, который может показать пример своей деятельностью и, как следствие, хорошо их замотивировать.

Насколько велика конкуренция в нише?

— Если мы говорим о франчайзинге, я считаю, что в той нише, которую заняла наша франшиза, подобных нам нет. Я искренне считаю, что среди крупных франшиз мы абсолютно уникальны, мы не чувствуем никакой конкуренции. Что касается детских садов, то, наверное, в каждом ЖК они есть, но далеко не все чувствуют себя уверенно по разным причинам: например, из-за недостаточной заполненности, качества услуг или других ошибок, относящихся уже не к продукту, а бизнес-процессам.

Не думали расширить бизнес, добавить что-то новое?

— Да, как раз сейчас мы на финальном этапе по подготовке начальных школ, а также есть история с бизнес-школами в качестве допобразования. У меня есть в интересах и другие направления, связанные с франчайзингом. В моем окружении много предпринимателей, у которых интересные бизнесы (просто точки и сети), и им хочется их масштабировать на федеральный или даже международный уровень. Я через конкурсный отбор беру по несколько проектов и работаю с ними. При этом визитной моей карточкой остается все-таки первое дело, связанное с детским направлением.

Не мешает ли бизнес личному, семейному?

— Детские сады не то что не помешали, а наоборот, объединили меня с моим ребенком и сделали так, чтобы мы всегда были рядом. А благодаря моему новому проекту со школами мы сможем быть рядом и взаимодействовать и дальше. Если говорить о муже и в целом о моей семье, то мой бизнес и наши общие дела тоже объединяют нас: например, моя мама и кума работают у меня в компании. Поэтому Bambika-club — это наш семейный бизнес и нам он только на пользу.

Какие дальнейшие планы по развитию компании?

— Мы планируем и дальше занимать новые территории и расширяться. В Новосибирске есть интересные локации, в которые тоже хотелось бы попасть. Для меня очень важно, что сейчас мои франчайзи открывают по второму, третьему, а кто-то и по четвертому детскому саду. Я планирую активно принимать участие в их масштабировании. Ну и, конечно, я всегда открыта к новым проектам по франчайзингу, чтобы можно было применить свой опыт масштабирования и на других направлениях, кроме детских.

СПРАВКА

 
Автор фото в тексте — Егор Тиммерман.