Меню

Почти на четверть подорожали молоко и молочная продукция в регионе

Автор фото: Victoriano Izquierdo. Иллюстрация: https://unsplash.com/

По данным Росстата, цены в Новосибирской области в марте 2025 г. выросли на 0,69% к февралю. Годовая инфляция повысилась и составила 11,26%. Она осталась выше, чем в целом по стране (10,34%).

Как утверждают аналитики Банка России (БР), заметнее всего в Новосибирской области выросли цены на продовольственные товары. Причем, сильнее всего подорожали сыры. Также выросли цены и на другие продукты из молока.
Продолжили расти затраты производителей на оплату труда, упаковку и логистику, а также на сырье из-за снижения производства сырого молока в регионе. Растущие на протяжении нескольких месяцев издержки компании переносили в стоимость продукции. Поэтому накопленный за 12 месяцев прирост цен на сыры, молоко и молочную продукцию получился значительным (23,33% и 23,57% соответственно), — рассказали эксперты Банка.
За месяц сыр подорожал менее значительно — на 6,8%, а молоко и молочная продукция — на 1,75%.
 
По подсчетам аналитиков, также продолжился рост цен на чай, кофе и какао. Как объяснили в БР, во-первых, поставщики переносили в стоимость чая возросшие расходы на его транспортировку. А во-вторых, из-за неурожая в странах-производителях снизилось предложение зерен кофе и какао-бобов, что и привело к росту мировых цен на них и, как следствие, увеличению затрат переработчиков на сырье. Накопленным итогом за 12 месяцев прирост цен на эти продукты составил 14,53% (за месяц стоимость выросла на 3,53%).
 
При этом в регионе подешевели яйца, так как увеличились объемы их производства на сибирских птицефабриках. По сравнению с мартом прошлого года цены снизились на 7%.
 
А вот цены на непродовольственные товары, по мнению экспертов, практически не изменились в Новосибирской области.
С одной стороны, заметно выросли цены на медицинские товары (+2,16% за месяц и 11,75% за год), одежду (1,45% и 6,35%), трикотажные изделия (0,88% и 7,68%) и галантерею (1,25% и 3,72%). У их поставщиков и продавцов увеличились расходы на логистику и аренду. Спрос на эти товары позволял компаниям перенести издержки в цены. С другой стороны, подешевели смартфоны (-6,62% и -3,8%), электроника и техника (0,33% и 11,3%), легковые автомобили (-0,83% и +1,86%). Автосалоны отмечали снижение спроса, в том числе из-за ужесточения условий кредитования. При этом предложение оставалось высоким за счет накопившихся на складах машин, — говорится в исследовании БР.
По мнению экспертов, за 12 месяцев цены на автомобили выросли гораздо меньше, чем в среднем на все непродовольственные товары, — на 1,86%. По тем же причинам в марте по сравнению с февралем подешевела электроника и техника, но в конце 2024 г. был всплеск цен на эти товары, и накопленным итогом за 12 месяцев они подорожали на 11,3%, уточнили в БР.
 
Рост цен на услуги был умеренным, считают аналитики. По подсчетам БР, подорожали зарубежные туры. Спрос на путевки в Турцию и Египет в марте повысился.
При этом важно отметить, что цены на зарубежный отдых отличаются неустойчивостью, и на протяжении последних 12 месяцев по отдельным направлениям они неоднократно как повышались, так и снижались. Итогом этих колебаний стало общее снижение цен на 3,09%, — прокомментировали в БР.
По данным исследования, цены на бытовые услуги увеличились, так как выросли затраты бизнеса на оплату труда, расходные материалы и оборудование. За 12 месяцев они подорожали на 17,79% (сильнее всего — организация торжеств, ремонт квартир и маникюр).
 
При этом подешевела аренда квартир (-0,6% за месяц), так как в регионе увеличилось предложение аренды жилья. Отчасти это связано с тем, что в сложившихся условиях на рынке собственники вместо продажи недвижимости решили сдавать ее в найм. При этом в годовом соотношении (с марта 2024 г.) аренда жилья и ЖКУ подорожали на 13,18%.