Меню

«Хочу, чтобы наш дизайн узнавали и сразу понимали — это сделано в Новосибирске»

Иллюстрация: Предоставлено спикером

«Наш рынок конкурентный. Причем здесь есть зарубежные производители с низким качеством продукции, и нам приходится бороться с конкурентами, которые экономят на параметрах и берут рынок только ценой».

Бизнес-леди и собственник Новосибирского завода светодиодной продукции Анастасия Горбулицкая начала свою карьеру с должности менеджера по продаже эфирного времени на радиостанции. И уже в 2017 г. она запустила свой завод. Сегодня предприятие производит ежемесячно более 50 тыс. светильников, часть которых изготовлена по собственным разработкам и не имеет аналогов в РФ.

С чего все началось, как попали в эту сферу?

— Началось все с того, что появилось желание открыть собственный бизнес, попробовать себя в этом. Именно светотехника была выбрана случайно, мы просто искали новое направление на тот момент. Рынок светодиодного освещения еще был в стадии формирования, и мы решили попробовать эту новую отрасль. Начинали с банального — привозили продукцию и перепродавали, но очень быстро поняли, что хотим влиять на качество этих товаров. А когда появились идеи уже собственных разработок, тогда и решили открывать завод — производственную площадку в России.

Завод — это огромная площадка. Нужно найти партнеров, сотрудников, аппаратуру. Сколько времени потребовалось, чтобы запустить предприятие на полную мощность? С какими проблемами сталкивались в начале?

— По поводу запуска на полную мощность — даже сейчас завод еще не работает полностью, из-за разных факторов. А начиналось все буквально с первого купленного станка. Мы сидели, смотрели на него и думали, кто на нем будет работать и кто будет делать чертежи. Но, как говорится, дорогу осилит идущий. Когда ты в какой-то проект ввязываешься, всегда сначала есть определенная доля безумия, но потом это становится вызовом самому себе — довести начатое до конца и получить готовый продукт. Тогда же потихоньку началось формирование команды, которая стала заниматься производственным процессом. Площадка, где мы сейчас расположены, пятая по счету, так как мы постоянно переезжали, расширяя производственные мощности. Полагаю, что не остановимся и сейчас — в будущем смотрим в сторону расширения.

Как у вас устроена система управления на предприятии?

— В начале пути, когда у нас еще был совсем небольшой коллектив, мы просто собирались, накидывали идеи и распределяли обязанности. И каждый шел заниматься своей зоной ответственности. Когда мы начали перерастать уже в более крупную структуру, появились отделы, стало больше дисциплины и регламентов взаимодействия — те самые вертикали власти. Одно из базовых правил — мы не даем сотрудникам «прыгать через голову». То есть, если у отдела есть руководитель, то все вопросы начинают решаться с него, никто не идет сначала к его подчиненным. Иначе может много важной информации потеряться. В том числе и поэтому мы стараемся все наши идеи, обсуждения, стратегические сессии цифровизировать. Тогда можно к этому позже вернуться, обдумать и что-то сделать.  

Наверное, каких-то особых секретов управления у нас нет. Мы просто стараемся разделять общие принципы и идеологию, уважать и поддерживать коллег. Потому что все мы — люди, у которых бывают плохие и хорошие дни.

Вы стали Промышленником года-2024 в бизнес-премии «Человек года» за разработку инновационной смарт-системы комплексной автоматизации и сквозного управления освещением на предприятиях. Почему она нужна предприятиям и насколько востребована?  

— Наша работа на заводе со временем разделилась на два вектора. Первый — более стандартный, когда мы делаем востребованные, привычные для рынка продукты — торгово-офисное, медицинское и школьное освещение. Второй вектор — внедрение новых технологий либо новых видов освещения. Проект, с которым я была номинирована, относится именно к нему. Наша смарт-система — это история о бережном производстве и отношении к ресурсам. Это сквозная система, которая позволяет управлять освещением, минимизируя человеческий фактор. Большой завод ежедневно задействует огромные мощности, но есть цеха и участки, где люди периодически отсутствуют, и часть помещения из-за этого простаивает. Система позволяет настроить все таким образом, что свет будет автоматически либо отключаться, либо приглушаться, причем в нужное время и на нужных участках. За счет этого экономятся колоссальные мощности. А если в эту систему внедрить видеонаблюдение, то можно получить полностью цифровизированное управление не только светом, но и перемещениями людей. То есть это полностью контролируемая система, которая оптимально рассчитывает и экономит ресурсы.

То есть люди этой системе совсем не нужны?

— Люди нужны только на стадии проектирования и монтажа, чтоб занести в базу данных информацию — расписание работы цехов, площадь помещения и др. В дальнейшем все работает, как «умные» дома, только в масштабах большого завода.

Насколько такая система востребована?

— Это тренд, который сейчас везде на предприятиях активно внедряется. Но более развито это, конечно, в центральной части России. Сложность переделки уже действующей системы в том, что это требует немалых финансовых вложений. А вот применение ее на новых предприятиях и на заводах, которые еще только проектируются, проще, так как ее установка закладывается изначально.

На иностранные рынки у вас есть выход?  

— Да, мы экспортируем нашу продукцию. Работаем с ближним зарубежьем — Казахстаном, Монголией, Таджикистаном, Узбекистаном. На крупные международные рынки мы пока себе планов по выходу не ставили, так как все страны очень сильно отличаются требованиями к системам освещения. Там мало просто зайти со своим продуктом, нужно его адаптировать под определенные нюансы каждой страны.  

Есть ли у вас отдельная команда, которая занимается инновациями, разработками на экспорт, на продажу?  

— У нас эта команда сформировалась автоматически. Есть технический отдел, где сидят инженеры-конструкторы. Это молодые ребята, которые выходят за рамки своих основных профессиональных компетенций, хотят большего и предлагают идеи. Благодаря им мы пробуем что-то новое, воплощаем в жизнь. Если говорить о глобализации и экспорте, то проблема наших инновационных производств и научных разработок в том, что многие замечательные идеи не всегда доходят до коммерциализации. То есть иногда при появлении идеи нет понимания, как и кому это можно продавать, где оно будет востребовано, как сделать производство массовым. Поэтому тут всегда нужно оценивать экономическую выгоду. Пока такие расчеты на нашем производстве не показывают, что эти инновации принесут глобальный результат.

В РФ кадровый голод. Коснулось ли это вас? Где вы вообще добываете таких специалистов, которые могут и просто работать, и инновации делать?  

— Мне кажется, при определенном микроклимате в компании, при определенном фокусе внимания такие кадры начинают формироваться автоматически. Если ты ставишь задачу, подсвечивая, что нужно улучшать продукт и искать новые технологии, то это будет происходить даже в уже действующей команде. Кадровый голод действительно есть, мы боремся с ним разными способами. Во-первых, у нас на предприятии действует программа промышленного туризма, по которой мы работаем с университетами и школами. К нам приходят студенты, кому-то становится интересно, они остаются у нас на практику, а потом приходят после вуза работать. Также мы доучиваем своих действующих сотрудников: оплачиваем им обучение и стажировки, а они эти новые компетенции привносят в компанию.

Есть какие-то новые разработки в планах?

— Из ближайшего — планируем открытие линии экструзии. Производство светотехнического пластика станет нашим новым направлением в рамках программы по импортозамещению (с господдержкой фонда развития промышленности). Сейчас такой пластик делают либо в центральной части России, либо за рубежом. В Сибири такое производство появится впервые. Но и тут мы шагнули немного дальше: помимо стандартных, привычных рынку пластиков, хотим разработать свой, который будет отличаться рисунком. Это станет новым трендом на рынке, разработанным и произведенным в Новосибирске.  

Из нестандартного — геймификация рабочих процессов. Мы разработали настольную игру, в которой описаны все наши бизнес-процессы, представлено реальное производство в миниатюре. Основа игры — запуск сырья, производство светильников, их реализация, в том числе на экспорт. Мы создали ее для популяризации производства среди школьников и студентов, а также для обучения наших собственных сотрудников, особенно новеньких. Скоро появятся экземпляры уже в большем количестве.  

Будете патентовать, запускать в производство?

— Мы пока не думали про патентование. У нашей игры скорее социальная цель — привлечь внимание к производству и вовлечь и заинтересовать этим детей. В процессе игры они смогут увидеть, какие есть должности в компании и как что работает, и в принципе понять, как выстроено производство. Просто хочется, чтобы этими идеями заразились и другие.

Сейчас в РФ много инноваторов, им везде помогают, разрабатывают под них госпрограммы. Насколько сложно пробиться на этом рынке?

— Наш рынок достаточно конкурентный. Причем это рынок, на котором присутствуют иностранные производители с более низким качеством продукции и ценой. Поэтому основная наша борьба — объяснять, что заложено в стоимость нашей продукции. А именно — гарантии, надежность и соблюдение всех нужных норм освещенности. Это очень важно. Например, если в детском учреждении, где дети проводят целый день в искусственном освещении и напрягают глаза, стоит некачественный свет, то, по наблюдениям офтальмологов, у них начинает портиться зрение. В этом плане нам приходится бороться с конкурентами, которые экономят на параметрах и берут рынок только ценой.  

У вас большой список навыков и компетенций. Ваше образование и наработанный до открытия завода опыт, помогают сейчас в ведении бизнеса?

— Так получилось, что я работаю по профессии, так как у меня бизнес-образование. Было еще несколько обучений, которые я проходила уже в процессе развития своего производства. Хороший и полезный опыт получила на президентской программе обучения в Москве. Полученные там навыки я сразу же смогла применить в своей компании. Поняла, что и как работает, получила советы от преподавателей. Каждое такое обучение становилось новой ступенькой вверх, этапом роста. Семинары, мастер-классы, круглые столы, обмен мнениями с коллегами — неотъемлемая часть современного подхода, так как сейчас все стремительно меняется. Если ты хочешь быть в курсе этих изменений, то обучение — это обязательная часть. Сейчас в обучении я пока поставила паузу, потому что хочу понять, куда двигаться дальше.

Что вообще нужно, помимо образования и навыков, чтобы быть бизнесменом? Характер, харизма, опыт, деньги, связи — что самое важное?  

— Мне кажется, как есть талантливые музыканты и художники, есть такой же талант и у предпринимателей. У бизнесмена должен быть талант и небольшая доля безумия в хорошем смысле этого слова. Также должен быть характер и самодисциплина. Деньги и связи в наше время не играют большой роли. Я сейчас много работаю с молодежью, беру стартапы на сопровождение и вижу, что ребят не останавливает отсутствие ни денег, ни связей. Они все добиваются колоссальных результатов.

Отсюда следующий вопрос. Женщине в бизнесе труднее, чем мужчине это стереотип?

— Безусловно, у женщин есть ряд качеств, не присущих мужчинам: гибкость, адаптивность, нас с детства учат существовать в режиме многозадачности, совмещая семью, быт и карьеру. Но, по моему мнению, бизнесмен, как водитель: независимо от пола, он либо умеет управлять машиной, либо — нет. Идет простое разделение на профессионалов и непрофессионалов. К сожалению, со стереотипными представлениями я сталкивалась на собственном опыте, но быстро их развеивала, когда уходила в профессиональное общение. Просто поговорив, человек понимал, что перед ним профессионал, который горит своим делом, знает каждую деталь и вовлечен в процессы. Это стирает стереотипы.  

Какие вы видите перспективы развития компании?

— Сейчас мы активно работаем с промышленным сектором — производим серию светильников для промпредприятий. Для этого у нас выделена отдельная линия продаж. Мы видим в этом развитие.

Также планируем запуск линии освещения для парков и придомовых территорий: мы разработали светильники, отвечающие концепции «чистое небо». Это такое уличное освещение, когда привычные нам провода не висят над головой, а проходят под землей. У светильников довольно футуристичный дизайн разных модификаций и цветов. Мне он очень нравится, и я хочу, чтобы его узнавали в других городах и регионах и сразу понимали — это сделано в Новосибирске.

Также этот год у нас в компании объявлен годом корпоративной культуры. Задумано много мероприятий, направленных внутрь — на улучшение рабочей атмосферы, чтобы сотрудникам было комфортно. Появится клуб любителей настольных игр, книжный клуб. Также внедрим программу промышленных экскурсий: будем коллективом выезжать на предприятия и смотреть, что и как у других работает. Мы решили, пока действуют неустойчивые внешние факторы, сосредоточиться на себе и заняться саморазвитием.

СПРАВКА

 
Анастасия Горбулицкая окончила факультет бизнеса Сибирского Независимого Института. Обучалась по Президентской программе подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства РФ в НГТУ. В РАНХиГС (г. Москва) прошла повышение квалификации по направлению GR-менеджмент. Выпускница Московской школы управления Сколково. Является победителем национальной премии «Золотой Меркурий», член общественного совета Минпромторга Новосибирской области, дважды входила в топ-100 молодых промышленников РФ, обладает наградами «Женщина-экспортер» и «За успешное развитие бизнеса в Сибири». В 2024 г. стала победителем бизнес-премии «Человек года» в номинации «Промышленник года».