Меню

«Санкции влияют на всех, но мы стремимся в светлое будущее»

Автор фото: Егор Тиммерман. Иллюстрация: nsk.dk.ru

Уход западных брендов стал катализатором для создания новой экосистемы в российской индустрии красоты, что открывает возможности для роста местных игроков.

Сочетание опыта команды, понимания потребностей рынка и стремления к инновациям стало ключевым фактором для основания компании BIOTIME, которая занимается разработкой и выпуском инъекционных препаратов и средств ухода за кожей. В 2024 г. руководитель отдела ВЭД BIOTIME Екатерина Алиева стала обладательницей звания «Экспортер года» по версии экспертного сообщества премии «Человек года» от издания «Деловой квартал».

Победительница премии вместе с директором и основателем компании BIOTIME Татьяной Лопаткиной, а также с ведущим специалистом по контролю качества и сертификации Тамарой Асташковой и директором по производству компании «Новые Технологии» Татьяной Прокопьевой приоткрыла двери производства и рассказала «Деловому кварталу», почему химия — это космос, и какие «черные дыры» мешают прогрессу.

Как собиралась команда BIOTIME, и почему вы решили заняться разработкой именно инъекционных препаратов и средств ухода за кожей? На это был спрос?

Татьяна Лопаткина: До основания BIOTIME я восемь лет работала с профессиональной косметикой и косметологическим оборудованием. Мне всегда нравилась именно «инъекционка». Со временем захотелось создать что-то свое. Позже посетила конференцию в Южной Корее, вдохновилась. Познакомилась с биологом, который в итоге начал заниматься разработкой наших первых инъекционных препаратов. Так появился BIOMATRIX, а затем — BIOTIME.

Первым нашим продуктом стал стерильный биологически активный коктейль CRYSTAL. За восемь лет работы с косметологическим оборудованием у меня сложилось понимание интересов рынка профессиональной косметики и инъекционных препаратов. У российской косметологической ниши всегда был большой потенциал. Отечественные специалисты опережают американских и европейских на несколько шагов. Российские косметологи очень гибко адаптируются к повестке и всегда открыты новым методикам. Такой профессионализм вызывает доверие и открывает двери экспериментам.

За последние три года штат сотрудников BIOTIME вырос втрое. Главным образом — отделы маркетинга и разработки, а также учебный центр. Нашу команду формируют профессиональные химики, опытные косметологи с медицинским образованием, маркетологи и менеджеры, в том числе и молодые специалисты. Приятно видеть, что молодежь проявляет активный интерес к косметологии и устройству бизнеса.

Татьяна Прокопьева: Компания собиралась, отталкиваясь от потребностей рынка и интереса создателей компании бренда BIOTIME. Несколько наших собственников обратили внимание на индустрию красоты — в команде появились технологи, создающие косметическую продукцию и внутридермальные импланты на основе гиалуроновой кислоты. Сначала рассмотрели первое направление, плавно приступили к его развитию. Необходимо было понять потребности аудитории, разработать банк продуктов, наладить производственный процесс, чтобы успешно выйти на рынок. Конечно же, косметическая продукция с точки зрения разработки, производства и контроля качества легче инъекционной. Однако создание даже самого простого крема или тоника — сложный процесс, требующий соблюдения всех производственно-технологических и санитарных норм.

Нашему директору удалось создать компанию с сильными разработчиками и технологами, которые обладают квалификацией, чтобы организовать производство с нуля.

Наращивание мощностей, узнаваемость на рынке и наши компетенции подтолкнули нас к созданию внутридермального импланта на основе гиалуроновой кислоты, как и отметила ранее Татьяна. Нужно понимать, что изготовление такого продукта — процесс не творческий, а регламентированный. Это четкое понимание, какое активное вещество ты хочешь дать клиенту, чтобы добиться ожидаемого эффекта и не навредить здоровью пациента.

В процессе разработки как внутридермального импланта, так и косметической продукции, важно не только правильно определить сырьевой состав, но и подобрать первичную упаковку.

И здесь уже вступает в силу надзорный орган... Как вы сертифицировали продукцию? Наверняка это сложный и долгий процесс.

Тамара Асташкова: Сертификация проходит достаточно просто, если хорошо знать все необходимые этапы и нормативную документацию. Есть последовательность шагов, которые нужно сделать, чтобы обеспечить безопасность продукта и подтвердить его качество. Например, каждая сертифицируемая продукция (в нашем случае — вся), проходит контроль в сторонней аккредитованной лаборатории, которая подтверждает ряд показателей, нормирующихся государственными стандартами. На основании этого протокола и других подаваемых заявлений и выдается декларация или свидетельство о государственной регистрации. Также очень удобно, что на современных декларациях есть QR-код, отражающий полную информацию о производителе и условиях хранения.

Татьяна Прокопьева: Разработка и выпуск на рынок внутридермального импланта невозможны без одобрения со стороны Росздравнадзора. Цикл жизни продукта очень длинный. Сначала готовая форма попадает на доклинические испытания. На этом этапе подтверждается, что все активные вещества действуют правильно, также оценивается, как организм реагирует на вещества, входящие в состав разрабатываемого продукта. Важно отметить, что на этих испытаниях проверяются технология изготовления и производственные риски. Далее будущий продукт отправляем на клинические испытания. Существует несколько фаз проверки: первая — тест продукции на небольшой группе людей (до ста человек), вторая — до тысячи, третья — более тысячи. На всех этих этапах испытываются качество, безопасность, эффективность и дозировка продукта. Получаем заключение от Росздравнадзора, а потом приглашаем комиссию для проверки самого производства. По результатам проверки комиссия дает либо заключение о том, что нужно доработать систему менеджмента качества, либо  разрешение на эксплуатацию производства и выпуск готового продукта.

И если все сложилось — получили положительное заключение от Росздравнадзора по проведенному аудиту и положительные результаты по прохождению клинических испытаний, — снова идем в Росздравнадзор и просим выдать нам регистрационное удостоверение. Оно как раз и говорит о том, что препарат проверен и готов к выходу на рынок. Мы потратили около пяти лет на получение регистрационного удостоверения. Это долго, но правильно. Ответственный производитель должен вести клинический мониторинг и отчитываться в Росздравнадзор по медицинскому изделию, на которое получено регистрационное удостоверение, три года. Но даже по истечении трех лет после получения регистрационного удостоверения мы будем продолжать мониторинг и совершенствовать наш план клинического мониторинга безопасности и эффективности медицинского изделия.

Как вы выбираете сырье для своих косметических средств, особенно сейчас, когда выбор ограничен санкциями?

Тамара Асташкова: Санкции влияют на всех, но мы находим качественные и безопасные аналоги. Работаем с поставщиками по определенной схеме. Сначала выезжаем на аудиты, смотрим всю документацию поставщика — сейчас на каждое сырье выдается паспорт безопасности, с помощью которого можно оценить состав. В нем указаны проценты ввода всех компонентов. Также оцениваем сырье по нормативным документам, проверяем, не входит ли оно в перечень запрещенных веществ. На основании анализа, если все хорошо, запрашиваем образец, а затем проверяем его в лаборатории.

Что касается «происхождения» сырья, то стремимся работать с российским производителем (Екатеринбургом и Барнаулом) и производителем близлежащих государств. После проверки документов и анализа образцов заказываем партию сырья, сравниваем все показатели по паспортам безопасности, которые высылались заранее. Если находим отклонения, например, по запаху, цвету, прозрачности и другим физико-химическим показателям, пишем претензионное письмо и отправляем партию обратно. Такие случаи не редкость. Нарушение температурного режима или просто человеческий фактор — перепутали маркировку. От качества сырья зависит качество всей партии продукции: если оно не будет отвечать требованиям, то компания понесет существенные убытки.

Какие изменения в индустрии косметологии вы наблюдали с момента основания компании в 2015 г.?

Татьяна Лопаткина: За десять лет косметологическая индустрия претерпела существенные изменения. Если десять лет назад косметолог ассоциировался с агрессивными процедурами и хирургическими вмешательствами, то сегодня в первую очередь — с глубокой лечебной терапией. Также снизился спрос на «уколы красоты». В 2025 г. клиенты все чаще поддерживают неинвазивную косметологию. Современные процедуры не требуют длительного реабилитационного периода, что позволяет пациенту не ставить на паузу активную жизнь. Появилось множество видов ценного сырья, новейшее оборудование. Все это позволяет создавать новые формулы и новые продукты для борьбы с несовершенствами кожи.

Татьяна Прокопьева: Также отмечу, что все тенденции направлены на улучшение. Большинство производителей, выпускающих продукцию в домашних условиях, постепенно покинуло рынок. Произошло это по причине удорожания сырья, ввозимого в Россию. И только те компании, которые имели реальные финансовые доходы, смогли обеспечить себя запасом сырья, пусть даже и по высокой стоимости.

Сюда же отнесем проверку качества — не каждый производитель сможет ждать восемь месяцев, пока его крем пройдет стадию разработки и испытаний. Конечно, есть и те производства, которые могут создать продукт в разы быстрее, однако это неправильно. Например, в химии существует понятие ускоренного старения. Мы берем наши пробы, устанавливаем их в термостат на шесть месяцев, и при температуре 40 градусов (что приравнивается к двум годам хранения в естественных условиях) продукция показывает, может ли она разрушаться. Если потерпели неудачу, то начинаем процесс заново. Дополнительно закладываем месяц на разработку самой формулы, параллельно занимаемся созданием упаковки.

Все это долгий и трудный процесс. Я химик по образованию и прекрасно это знаю. Химия — космос: необходимо учитывать реакцию компонентов друг на друга, детально выстраивать формулу и, конечно же, постоянно проходить тесты. Ошибки свойственны каждому производству. И все те, кто говорят, что их не совершают, несомненно лукавят.

Расскажите об экспорте. С кем сотрудничаете, куда поставляете продукцию?

Екатерина Алиева: Осваиваем новые рынки: Китай, Вьетнам, Саудовскую Аравию, Кувейт. Наша продукция уже пользуется спросом в странах СНГ, а в 2022 г. компания начала активное сотрудничество с вьетнамскими партнерами. Благодаря грамотной политике и использованию программ поддержки российского экспорта мы добились значительных успехов. Сейчас на территории Вьетнама совместно с партнерами развиваем онлайн-продажи, также выходим в офлайн. Проводим обучение вьетнамских докторов в сфере косметологии, совместные конференции. Мы заинтересованы не только в сбыте своей продукции, но и в обучении докторов ведущих клиник Вьетнама: проводим семинары и рассказываем, как эффективнее использовать нашу инновационную продукцию. Ежегодно проводим обучающие семинары для вьетнамских медработников вместе с нашим с доктором Светланой Соловьевой.

С 2024 г. косметика BIOTIME присутствовала на китайском маркетплейсе Jd.hk. В октябре того же года участвовала в Кантонской ярмарке в Гуанчжоу, презентовалась на IV Евразийском женском экономическом форуме. Директор компании Татьяна Лопаткина стала участницей сессии «Женщины — за укрепление доверия и глобальное сотрудничество», в которой наша увлажняющая сыворотка попала в бьюти-бокс для VIP-гостей.

Сейчас у нас стоит цель — покорить Китай и выйти в офлайн в Поднебесной. Помимо этого, активно рассматриваем ЮАР.

Тяжело ли бороться за внимание с полюбившимися россиянам зарубежными брендами? Как заинтересовать и удержать покупателей своей продукцией, когда рынок уже переполнен?

Татьяна Лопаткина: Популярны в основном бренды массмаркета. Мы не можем сравнивать домашние уходовые средства с профессиональной косметикой. Однако в 2024 г. мы запустили бренд исключительно домашней ухаживающей косметики BIOTIME FOR HOME CARE.

В период, когда с зарубежными поставками возникают трудности, знак «Сделано в России» стал символом качества. Конечно, конкуренция продолжает существовать, и это благоприятно сказывается на развитии отечественных брендов. Наше производство находится в столице Сибири — городе с одним из крупнейших научных центров. Мы буквально окружены новыми технологиями, что соответствует нашему имиджу. Гордимся, что можем предложить нашему потребителю достойное замещение иностранных косметологических брендов, нередко превосходящее их по результативности.

Татьяна Прокопьева: Зарубежным брендам косметики доверяют. К примеру, если любишь «Диор», то ты его любишь априори. Я уверена, что он выпускает хорошую косметику. Но когда мы говорим о бренде, то его цена уже многократно превышает стоимость изделия. И это правильно — производитель должен выстраивать стратегию, в которой присутствует прибыль. Если же прочитать инструкцию на обороте флакона и знать процент ввода активных веществ, то можно понять, что продукция российских производителей не уступает по качеству зарубежной.

Здоровая конкуренция — ключ к прогрессу. Сегодня мы вышли на новый рынок — массмаркет, например, представлены на «Вайлдберриз», «Озон» и в «Золотом яблоке». Все это по запросу нашей аудитории. Что касается биореветализантов на основе гиалуроновой кислоты, то продаем продукцию строго через клиники. Мы уважаем наших конкурентов, всех знаем в лицо, следим за их деятельностью и прогрессом. Мы друг другу помогаем: встречаемся на выставках, обсуждаем проблемы, рынки сбыта, делимся опытом наших сотрудников, так как ценных кадров сегодня мало.

Как вы видите развитие индустрии косметологии в России и мире в целом, и какую роль в этом процессе будет играть ваша компания?

Екатерина Алиева: Косметология становится все более технологичной, и мы одни из первых, кто двигает прогресс. На сайте BIOTIME любой косметолог может приобрести инновационный препарат «Анализатор состояния кожи». Это небольшой прибор, позволяющий объективно собирать данные разных показателей эпидермиса. Мы также заметили, что мужчины стали чаще посещать косметологические кабинеты. Я полагаю, через несколько лет забота о коже прочно войдет в мужской перечень базовых процедур.

Наша компания идет в направлении расширения своего продуктового портфеля, расширяет территорию присутствия и плавно движется к осуществлению амбициозных планов. Сегодня мы представлены в странах СНГ, ближнего и дальнего зарубежья: Чехии, Словакии, Австралии, Кувейте, Китае, Вьетнаме и Саудовской Аравии. Мы продолжаем развивать экспорт, наращивать свои производственные мощности и выводим на рынок новые продукты.

Фоторепортаж Егора Тиммермана

Автор фото Е. Алиевой и Т. Лопаткиной: Диана Алаферовская