Когда трубы не выдерживают: где взять деньги на реновацию инфраструктуры
Тепло, вода, электричество — все держится на сетях, срок службы которых давно вышел. Износ и цены растут, а ответственность никто делить не хочет. Как оживить ЖКХ?
Реновация инфраструктуры в сфере ЖКХ — один из самых сложных и дорогостоящих вызовов для российских регионов. Проблема в том, что ни у государства, ни у бизнеса, ни у муниципалитетов по отдельности не хватает ресурсов на ее решение. На конференции «Энергетика и ЖКХ. Реновация ресурсоснабжающей инфраструктуры городов» в Новосибирске участники отрасли, представители федеральных министерств, крупных энергокомпаний и отраслевые эксперты обсудили, как ускорить привлечение частных инвестиций в обновление теплосетей, водопроводов и электросетей, а также почему без консолидации усилий и гибкой стратегии модернизация рискует остаться только в документах.
В дискуссии приняли участие эксперт рынка энергетики, экс-заместитель директора по финансам и экономике энергокомпании ОАО «Енисейская ТГК» (ТГК-13) Сергей Бухаров, директор по инвестициям АО «Россети Новосибирск» Алексей Гвоздев, руководитель группы сегмента «Инфраструктура» «Таврида Электрик Новосибирск» Юрий Гладков, директор института проблем ценообразования и регулирования естественных монополий НИУ ВШЭ Илья Долматов, начальник департамента энергетики, ЖКХ города Новосибирска Дмитрий Зайков, председатель Совета Ассоциаций «Сибирское методологическое агентство развития территорий — Концепт» Леонтий Коновалов, директор по взаимодействию с органами государственной власти «Росводоканал» Сергей Кржановский, директор по развитию теплового бизнеса «СГК» Лада Линкер, директор филиала АО «Системный оператор ЕЭС» Дмитрий Махиборода, заместитель генерального директора АО «Новосибирскэнергосбыт» Александр Михайлишин, исполняющий обязанности министра ЖКХ и энергетики Новосибирской области Евгений Назаров, генеральный директор АО «СГК – Новосибирск» Дмитрий Перязев, заместитель директора департамента развития электроэнергетики Министерства энергетики РФ Георгий Попов, президент некоммерческого партнерства «Российское теплоснабжение», главный редактор отраслевого журнала «Новости теплоснабжения» Виктор Семенов, министр строительства и ЖКХ Российской Федерации Ирек Файзуллин, директор департамента развития жилищно-коммунального хозяйства министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Александр Федяков, генеральный директор филиала ОАО «СО ЕЭС» «ОДУ Сибири» Алексей Хлебов и заместитель генерального директора ПАО «Т Плюс» Роман Яценко.
Но главный вызов, по мнению спикера, — не в цифрах, а в отсутствии заинтересованности:
Коммунальная инфраструктура сталкивается с рядом системных ограничений. Это и отсутствие заинтересованности как со стороны инвесторов, так и со стороны госсобственников по передаче объектов частным операторам.
Ни в одной стране нет столь разрозненной и децентрализованной системы, как в селах и деревнях, и с другой стороны — гиперцентрализованной, как в мегаполисах России, — отметил эксперт.
По словам спикеров, решить проблему точечно невозможно. Нужны единые правила игры, действующие не год, а 10-15 лет. Один из таких инструментов — ценовые зоны теплоснабжения. В отличие от традиционного регулирования тарифов, этот механизм позволяет заключать долгосрочные соглашения, в которых фиксируется не только уровень тарифов, но и обязательства по обновлению инфраструктуры.
Сегодня наиболее перспективный инструмент для развития теплоснабжения — ценовые зоны. При таком раскладе инвестор получает гарантию от государства, что все деньги будут возвращены, но с учетом того, что тот качественно обновит в городе систему теплоснабжения. Жители получают тепло без перебоев, а муниципалитет — профессионального партнера, — пояснил Георгий Попов.
Состав и структура мероприятий определяется отдельно для каждой зоны с учетом потребностей. Например, в Новосибирской области, Кузбассе и Алтайском крае упор делается на снижение износа — на эти цели направляется более 60% всех вложений, — рассказала Лада Линкер.
По словам спикера, главным ограничением остается так называемый социальный фактор: рост тарифов находится под контролем — это и сдерживает развитие:
Сокращение программ и перенос сроков — не решение. Мы не можем больше финансировать отрасль «по остаточному принципу». Нужно переходить к модели развития по реальным потребностям города.
Роман Яценко также обратил внимание на то, что крупные энергокомпании зачастую оказываются в менее приоритетном положении при распределении поддержки:
Сегодня компании вроде нашей, несмотря на масштаб реализуемых проектов, оказываются в конце очереди после муниципальных предприятий.
Компания использует заемные средства, которые стали в последнее время дороже, что накладывает дополнительные обязательства по их использованию.
По словам Лады Линкер, заявленные инвестиционные планы формировались до 2022 г., и с тех пор стоимость проектов возросла в два-три раза. Рост цен на материалы и топливо, а также индексация зарплат подрывают финансовую модель.
Чтобы обеспечить ранее заявленные объемы вложений, мы ищем возможности повышения эффективности, но для ускорения темпов обновления инфраструктуры нам нужны дополнительные источники, — подчеркнула эксперт.
Похожая ситуация — в других отраслях. В электроэнергетике наблюдается локальный дефицит мощностей. По словам директора филиала АО «Системный оператор ЕЭС» Дмитрия Махибороды, в Новосибирской области оборудование на уровне 110 кВ уже работает на пределе, хотя магистральные сети еще справляются с нагрузкой.
В сфере водоснабжения износ еще выше. Как отметил директор по взаимодействию с органами государственной власти «Росводоканал» Сергей Кржановский, из-за аварий и потерь воды система тратит избыточные ресурсы:
Более 70% объектов ЖКХ управляются МУПами или ГУПами. Это напрямую влияет на возможность привлечения инвестиций. На наш взгляд, концессия — самый оптимальный и эффективный механизм для решения поставленных задач.
Есть стереотип, что солнечная энергия — дорого. Это не так. У солнечной электроэнергии себестоимость ниже, станции строятся быстрее, и высокая ключевая ставка в этом случае оказывает меньшее влияние.
Проекты планировались с учетом стабильной макроэкономической ситуации, а сейчас цена материалов растет, сроки срываются, а обязательства остаются. Можно ли пересматривать долевое участие сторон? Пока — нет. В ценовой зоне ты обязан исполнить мероприятие, но за какие деньги — никого не волнует. Программа может изначально стоить одних денег, но к моменту получения проектно-сметной документации — в полтора раза больше, а после прохождения экспертизы — в два-три раза дороже. Эти колебания никто не компенсирует. Необходим механизм хеджирования рисков инвестора, и государство должно предложить работающую модель такой компенсации, — поделился аналитик рынка.
Сергей Бухаров также обратил внимание на отсутствие единого центра принятия решений в отрасли. Сегодня вопросы теплоснабжения курируют два разных министерства — Минстрой и Минэнерго, что, по мнению эксперта, не позволяет выстраивать долгосрочную стратегию:
Отрасли нужна единая система управления и единая точка входа. Без этого о системном развитии говорить сложно.
Решением, по мнению участников конференции, могло бы стать внедрение мастер-планов развития территорий, которые объединяют в себе инфраструктуру, ресурсы и стратегию.
Пример есть — в Благовещенске уже работает модель, по которой вся инфраструктура развивается по единому сценарию, — поделилась Лада Линкер.
Она также напомнила, что для большинства семей индекс платы за коммунальные услуги посилен — особенно если понимать, за что именно платит человек:
Эти деньги — не в воздух. Это инвестиции в надежность, в будущее. Да, есть уязвимые категории, и здесь нужно развивать адресную помощь. Но тарифы — это не зло, это инструмент.
По мнению всех участников, модернизация ЖКХ невозможна без пересмотра подходов. Государство предлагает инструменты, бизнес — деньги и компетенции, муниципалитеты — реальную нужду в обновлении сетей. Но чтобы процесс сдвинулся, потребуются гибкость, договоренности и, главное — стратегическое мышление.
Фотографии Влада Некрасова