Мировые тренды развития транспортно-логистических услуг в новом времени
Какие есть лучшие примеры успешной синергии развития транспортной инфраструктуры и логистики в мире? И что сейчас используют транспортные компании для оптимизации и улучшения бизнес-процессов?
К.э.н., заведующая кафедрой экономики предпринимательской деятельности и логистики НГУЭУ Елена Разомасова
— Логистика — отрасль настоящего и будущего. Самые новые и передовые технологии становятся движущей силой изменений в логистике.
Размер рынка транспортно-экспедиторских услуг мира с прогнозом до 2029 г. — 724 Billion USD. С 2024 по 2029 гг. прогнозируется рост на 4,16% [составлено по данным Mordor Intelligence][1]
Мировые лидеры по объемам грузовых и логистических услуг
[составлено по данным мировой статистики, 2024 г.] [2]
[1] https://www.mordorintelligence.com/
[2] Всемирная статистика https://www.worldometers.info/ru/; https://www.mordorintelligence.com/ru/industry-reports/russia-freight-logistics-market-study
Лучший пример успешной синергии развития транспортной инфраструктуры и логистики на территории Юго-Восточной Азии можно наблюдать в Китае. В стране за последние пять лет активно развивалась транспортная инфраструктура, что отразилось на росте объемов рынка грузоперевозок и логистических услуг. Общий объем инвестиций за 2024 г. составил более 6 трлн долларов США.
Крупнейшими логистическими хабами в Китае можно считать города Шанхай и Нинбо.
Преимущества Шанхая, работающие на логистику:
- порт Шанхая — крупнейший в мире по грузообороту. За 2023 г. объемы грузовых перевозок порта превысили 47 млн TEU[1];
- международный аэропорт Пудун — один из самых загруженных в Азии;
- развитая сеть метро, высокоскоростных поездов и автомагистралей;
- Шанхайская зона свободной торговли, предлагающая упрощенные таможенные процедуры;
- работа в городе центра инноваций, генерирующего искусственный интеллект, fintech.
Преимущества Нинбо, работающие на логистику:
- порт Нинбо-Чжоушань — второй в мире по грузообороту. В 2023 г. обработал более 30 млн TEU грузов;
- транспортная связь мостом с Шанхаем через залив Ханчжоу, протяженностью 36 км;
- развитая промышленная зона с акцентом на экспорт;
- ключевой узел Морского Шелкового пути;
- активное внедрение автоматизации и блокчейн, создание «умных портов».
Логистика стран Западной Европы смещает акценты в сторону развития железнодорожных и речных перевозок, цифровизацию, сокращая углеродный след логистики.
Германия — четвертая по размеру страна Европейского союза (после Франции, Испании и Швеции), подтверждает актуальность мирового тренда развития логистики № 2 — Применение ИИ в доставке, снижение вреда экологии.
Преимущества Германии, работающие на логистику:
- рост доли зеленой электроэнергии в общем объеме грузоперевозок. В 2023 г. до 80% поездов работают на возобновляемой или регенеративной «зеленой» энергии (ВИЭ)[2];
- цифровизация ж/д сети для оптимизации маршрутов и снижения энергопотребления;
- использование гибридных и электрических барж (например, проект E-Marine Logistics) в работе ключевых артерий для грузоперевозок по рекам Рейн и Дунай, что существенно сокращает выбросы в атмосферу (до 70%) против автотранспортных перевозок.
Справочно: Около 20% производимой электроэнергии в России — возобновляемая. Общая выработка электроэнергии электростанциями на основе ВИЭ в 2023 г. составила около 211 млрд кВт*ч, из них 96% — ГЭС, все остальные ВИЭ выработали около 8 млрд кВт·ч (не считая геотермального теплоснабжения ~170 млн кВт*ч тепловой энергии в год), что составляет около 0,7 % от выработки электроэнергии в России, и 4% возобновляемой.
Тренд на интеллектуальную революцию. 4PL-логистика и электронная коммерция (e-commerce)
4PL-логистические провайдеры четвертого уровня (Fourth-Party Logistics Providers) — это компании-посредники между производителем и его партнерами. 4PL-операторы специализируются на выстраивании всей логистической цепи предприятия.
У 4PL-провайдера можно заказать все, начиная от курьерских отправлений и заканчивая заключением договоров между отправителем и получателем, а также определением правил международной торговли Инкотермс, на основании которых будет осуществляться поставка.
Мировые компании, использующие услуги 4PL-логистики через внешних провайдеров: Amazon, Nike, Unilever, IKEA, Procter & Gamble (P&G)
Тренд на применение ИИ в доставке, снижение вреда экологии, онлайн-шопинг
Мировые компании — лидеры электронной коммерции, 2024 г.
- Alibaba — крупнейшая в мире платформа B2B и B2C e-commerce (Taobao, Tmall, AliExpress);
- Amazon — лидер глобального онлайн-ритейла с развитой логистической сетью (FBA, доставка за 1 день);
- JD.com — китайский гигант с собственной высокотехнологичной логистической системой.
- Walmart — онлайн-продажи (Walmart Marketplace), использует гибридную логистику (4PL + свои склады).
- Zalando — европейский лидер модного e-commerce с аутсорсинговой логистикой.
Применение искусственного интеллекта позволяет максимально правильно использовать транспорт и снижать количество пустых поездок, оптимизировать расходы и ресурсы, улучшать экологические показатели.
Примеры:
1) Оптимизация логистических маршрутов. Процесс подразумевает усовершенствованное планирование и распределение транспортных средств, а помогают в этом умные алгоритмы;
2) Алгоритм имитации отжига. Это способ оптимизации доставки грузов, вдохновленный техникой обработки металлов, где материал нагревают и медленно охлаждают для улучшения его свойств. По такому принципу работает транспортная компания Convoy (США). ИИ-платформа автоматически соединяет грузы с перевозчиками через Uber;
3) Муравьиные алгоритмы. Метод оптимизации, вдохновленный поведением муравьев в природе. В логистике муравьиные алгоритмы помогают ИИ анализировать и выбирать наилучшие маршруты и способы загрузки транспорта. Система оценивает разные варианты и, подобно муравьям, оставляет цифровой след, с помощью которого сохраняет информацию о наиболее успешных решениях по времени и затратам.
Тренд на глобализацию и регионализацию цепочек поставок
В условиях нестабильности мировой экономики и геополитических изменений компании пересматривают свои цепочки поставок. Компании также рассматривают возможность регионализации или локализации своих цепочек поставок для повышения гибкости и снижения риска, связанного с зависимостью от дальних поставок.
[1] TEU — мера, призванная унифицировать процесс обработки грузов. Она позволяет логистическим компаниям, портовым и ж/д операторам, торговым организациям четко понимать объем грузовых операций. 1 TEU представляет собой контейнер длиной 20 футов. Его ширина и высота — 8 футов.
[2] Термин «зеленая энергия» стал популярным в 1980-х и 1990-х годах, когда началось активное обсуждение вопросов изменения климата и необходимости перехода на более чистые источники энергии.