Крупные торговые сети значительно снизили цены на социально значимые продукты
В июле крупные торговые сети зафиксировали значительное снижение цен на овощи борщевого набора социальной категории, показал мониторинг аналитического центра Ассоциации компаний розничной торговли.
Согласно данным АКОРТ, картофель «первой цены» подешевел на 36,2%, белокочанная капуста — на 34,7%, свекла — на 29,3%, морковь — на 29,2%, репчатый лук — на 23,2%. Всего снижение цен в июле отмечено на товары в 16 из 25 категорий продуктов первой необходимости: в сравнении с июнем базовые социально значимые товары в торговых сетях подешевели на 3,7%.
Среди других пищевых продуктов в июле наиболее заметно снизились цены на черный байховый чай (-7,8%), рис (-6,9%), вермишель (-6,8%), куриные яйца (-6,3%), сезонные яблоки (-5,2%), подсолнечное масло (-4,8%), молоко (-2,2%), поваренную соль (-2,2%), мороженую рыбу (-1,3%). В пределах одного процента подешевели свинина (-0,9%) и тушка цыпленка-бройлера (-0,8%).
Средняя наценка торговых сетей на социально значимые продукты «первой цены» в июле составила 3,9%, что на 1,1% ниже, чем год назад: в июле 2024 г. показатель составлял 5%.
По ценам ниже закупочных (с отрицательной наценкой) в сетевой рознице в июле продавались 6 из 25 категорий продуктов первой необходимости: тушка цыпленка-бройлера (-5,7%), сезонные яблоки (-2,3%), сахар-песок (-2,2%), подсолнечное масло (-2,1%), рис и морковь (-0,25%). Отрицательные наценки на тушку бройлера и сезонные яблоки в торговых сетях компенсировали рост закупочных цен на эти продукты — в закупке стоимость куриного мяса в июле выросла на 4,8%, сезонные яблоки — на 3%. Среди других категорий социально значимых товаров заметный рост закупочных цен отмечен на пшено (+21%), пшеничную муку (+4,5%) и гречневую крупу (+3,9%).
В июле ожидаемо ускорилось сезонное снижение цен на овощи борщевого набора — в магазины начали поступать российские овощи нового урожая. При этом на капусту цены снизились не только под влиянием сезона, но и по сравнению с аналогичным периодом прошлого года: относительно июля 2024 года белокочанная капуста в торговых сетях подешевела на 8,3% — это стало результатом расширения долгосрочного сотрудничества крупной розницы с производителями, в том числе с локальными фермерами и через механизм агроагрегаторов. Общее снижение цен на широкую линейку социально значимых продуктов отражает усилия ритейлеров по сдерживанию сезонных ценовых скачков, в частности, на яблоки и куриное мясо. Рост закупочных цен на пшено также носит сезонный характер — в абсолютном выражении средняя стоимость килограмма пшена в рознице находится на том же уровне, что была в июле 2024 года, — прокомментировал председатель президиума АКОРТ Станислав Богданов.