Меню

От недели до месяца: качество сервиса «китайцев» растет, но не для всех брендов

Автор фото: CHUTTERSNAP. Иллюстрация: https://unsplash.com/

Гарантийный срок китайских машин, проданных в 2022 г., истекает. Участники рынка рассказали «ДК» о постгарантийном обслуживании китайских авто, решении вопросов логистики и ассортименте запчастей.

Дилеры отмечают активное развитие сервисных сетей, наращивание складов запчастей и стабилизацию логистических маршрутов. Директор по продажам ООО «Автолига» Галина Сидорова (дилер Jetour, JAC, Oting, ROX) считает, что основной зоной дохода дилерских центров в 2025 г. с учетом роста парка китайских машин с пробегом и продажи запчастей станет гарантийный сервис и, что немаловажно, постгарантийный.

«Если в начале активных продаж «китайцев» были трудности с логистикой, запасными частями, то за 2022-25 гг. серьезные игроки рынка сумели нарастить склады по своим маркам в РФ, а также освоить, и довольно успешно, новые логистические пути, выстроить процессы по обучению технического персонала», — отметила эксперт.

Генеральный директор «Альбион-Моторс» Елена Марисина сообщила, что китайские бренды, включая EXEED, активно развивают сервисные сети в России. Однако качество постгарантийного обслуживания варьируется в зависимости от марки и дилерского центра:

«EXEED зарекомендовал себя как бренд с высоким уровнем сервиса. Владельцы отмечают качественное обслуживание и оперативность в решении вопросов. Гарантия на EXEED — семь лет, или 200 тыс. км, что дает возможность нашим клиентам не переживать об обслуживании длительное время».

При этом Елена Марисина напомнила,что у менее распространенных марок, недавно заявивших о себе на российском рынке и не входящих в структуру крупных корпораций, могут возникать задержки с ремонтом из-за недостатка запчастей или квалифицированных специалистов:

«В 2024 г. ситуация с поставками запчастей улучшилась, но не стала идеальной, основные сложности связаны с удаленностью региона и зависимостью от импорта. Крупные бренды, такие как EXEED, Chery, Haval и Geely, наладили логистику и открыли склады запчастей в России, что сократило время ожидания. Для менее популярных моделей сроки доставки запчастей могут составлять от нескольких недель до месяцев, что создает неудобства для владельцев. Но в целом владельцы китайских автомобилей, включая EXEED, отмечают: ситуация с обслуживанием улучшается, но требует дальнейшего развития инфраструктуры».

Генеральный директор «СТС-автомобили» Павел Костенко считает, что в последние годы китайские производители активно развивали сервисные сети в России, чтобы повысить доверие покупателей:

«В 2024 г. улучшилась логистика запчастей, что сократило сроки их доставки. Гарантия на новые автомобили китайских брендов составляет три-пять лет, или 100-150 тыс. км пробега (в зависимости от того, что наступит раньше). На ключевые узлы (двигатель, коробка передач, трансмиссия) гарантия может быть продлена до семи лет, или 200 тыс. км у некоторых производителей».

Более того, по словам Павла Костенко, в Китае некоторые производители начали предлагать «пожизненную гарантию» для первого владельца, что, хотя и является маркетинговым ходом, подчеркивает уверенность в качестве и надежности продукции:

«Эти тенденции указывают на усиление позиций китайских брендов на российском рынке, а также на рост доверия со стороны потребителей благодаря улучшению сервиса и гарантийных условий».

Независимые продавцы отметили, что проблем с запчастями на китайские машины почти нет, но все не так просто с кузовным ремонтом, деталями для двигателей и электрикой.

Директор по закупкам компании «Автооптима» Виктор Иванов рассказал:

«Наша компания занимается продажей автозапчастей уже более 25 лет, и я с уверенностью могу сказать: проблем по расходным материалам для техобслуживания китайских автомобилей почти нет. Запчасти всегда можно найти в наличии или в крайнем случае заказать на маркетплейсах — срок поставки будет составлять несколько дней. А что касается кузовных деталей, деталей для двигателя и электрики, то это большая проблема. Найти их в наличии бывает весьма трудно».

Также Виктор Иванов отметил, что при серьезном ДТП определенные запчасти можно ждать от одного до нескольких месяцев:

«В некоторых случаях владельцам китайских автомобилей на помощь приходят другие автопроизводители. Например, передние колодки на EXEED (Chery) VX подходят от Honda CRV, такие пересечения обычно встречаются в тормозной системе, в некоторых деталях подвески и ДВС. Больше всего спросом пользуются автозапчасти на марки Haval, Chery и Geely».

Средний чек обслуживания китайских автомобилей в независимых автосервисах — пока один их самых доступных. По данным аналитической службы сети автосервисов FIT SERVICE, в топ-3 самых бюджетных по содержанию вошли российские (9928 руб.), корейские (9608 руб.) и китайские автомобили (8827 руб.).

«Постепенно структура российского автопарка меняется: медленно, но все же новые бренды замещают давно привычные нам марки автомобилей», — отметила директор международной франчайзинговой сети автосервисов FIT SERVICE Татьяна Овчинникова.

По ее словам, китайские марки, как и в прошлом году, оказались самыми экономичными по среднему чеку на ремонт, но это объясняется новизной данного автопарка, а не отсутствием поломок».

Выводы эксперта FIT SERVICE подтверждает статистика продаж автомобилей с пробегом, где в топ-10 отсутствуют китайские марки и модели. Здесь, по данным «Автостата» (за первые четыре месяца продаж в 2025 г. по РФ), по-прежнему лидируют LADA, Toyota, Kia, Hyundai, Nissan, Volkswagen, Chevrolet, Renault, Honda, Ford. То есть те марки, которые до 2022 г. долгие годы занимали ведущие позиции в рейтингах продаж новых автомобилей. Сейчас, по известным причинам, они составляют основную массу авто на вторичном рынке.

С другой стороны, несложно оценить и перспективу рынка продаж легковых автомобилей с пробегом в России, взглянув на топ-10 брендов, лидирующих сейчас по реализации новых машин: Lada, Haval, Chery, Geely, Changan, Belgee, Jetour, EXEED, Omoda, Solaris (по версии «Автостата»). Семь из десяти марок — китайского производства. Пока это новые машины, но с высокой степенью вероятности это и есть будущие лидеры продаж на рынке авто с пробегом. Поэтому есть повод насыщать склады китайскими запчастями и продолжать совершенствовать логистику.

Михаил Фокин