Меню

Банк России напомнил о самых распространенных схемах воровства денег через мессенджеры

Автор фото: Ekrulila. Иллюстрация: https://unsplash.com/

Злоумышленники используют социальную инженерию и искусственный интеллект, чтобы выманивать деньги и личные данные у жителей Новосибирской области, предупредили специалисты ЦБ.

  1. Звонки от имени банков или государственных органов

Мошенники представляются сотрудниками банков, правоохранительных органов или службы поддержки «Госуслуг», утверждают, что вашим деньгам угрожает опасность, и просят перевести их на «безопасный счет» или предоставить коды из SMS. Банк России напоминает, что настоящие сотрудники этих организаций никогда не звонят через мессенджеры и не просят переводить деньги или сообщать коды.

  1. Поддельные звонки от мобильных операторов

Злоумышленники звонят от имени операторов связи и сообщают о необходимости «продлить договор» или «заменить SIM-карту», просят продиктовать код из SMS, якобы для подтверждения личности. На самом деле этот код дает им доступ к вашему аккаунту на «Госуслугах», где они могут оформить микрозаймы или кредиты. На самом деле SIM-карты не имеют срока действия, их не нужно продлевать.

  1. Имитация голосов знакомых с помощью ИИ

Мошенники используют технологии искусственного интеллекта для создания голосовых дипфейков. Они звонят вам и имитируют голос друга, родственника или коллеги, начальника, чтобы попросить срочно перевести деньги якобы для помощи в сложной ситуации (например, при ДТП или болезни). Всегда перепроверяйте такие просьбы по телефону или через личное общение.

Как распознать мошенника во время звонка в мессенджере:

1. Они создают искусственно срочность, часто используют фразы: «Ваш аккаунт взломают в течение часа», «Счет заблокируют через десять минут» или «Немедленно переведите деньги».

2. Они под любым предлогом просят сообщить коды из SMS.

3. Просьба о помощи от знакомых, друзей, близких и коллег поступает только через мессенджер.

4. Через мессенджер поступает звонок от государственных структур, организаций.

Мошенники стали использовать сложные технологии, включая искусственный интеллект, для имитации голосов. Помните, если во время звонка речь идет о деньгах, кодах или установке приложений — это признак мошенничества. Не отвечайте на звонки от неизвестных номеров. Если человек через социальные сети или мессенджеры просит помочь деньгами, задайте вопрос, ответ на который знает только этот человек, а лучше перезвоните сами по известному вам номеру телефона и уточните информацию. Если вы распознали мошенника, немедленно прекратите разговор. Будьте бдительны. Ваша безопасность зависит от вашей внимательности, — напомнила первый заместитель начальника Сибирского ГУ Банка России Марина Асаралиева.

Прокуратура Новосибирской области также напоминает: не следует никому сообщать данные своей банковской карты, переводить деньги по реквизитам, названным неизвестными собеседниками, а также снимать для них деньги в банкоматах. Будьте внимательны и не попадайтесь на уловки мошенников.

О подозрительных просьбах необходимо незамедлительно сообщать в правоохранительные органы.