Меню

Роботизация и бесконтактные технологии: как инновации изменили сферу автоуслуг

Иллюстрация: Предоставлено спикером

Ручной труд не гарантирует ни скорости, ни качества, а клиенты хотят экологичности. Решение — в автоматизации. Как роботизация помогает сократить расходы и привлечь требовательную аудиторию?

Сооснователь и руководитель сети роботизированных автомоек «Портал» Алексей Маслов

—  Кадровый голод, растущие затраты и жесткая конкуренция — современные автомойки сталкиваются с множеством вызовов. Ручной труд уже не гарантирует ни скорости, ни качества, а клиенты становятся все более требовательными к экологичности. Как выжить и преуспеть в этих условиях? По опыту сети роботизированных автомоек «Портал», автоматизация и бесконтактные технологии не просто меняют сферу автоуслуг, а переписывают правила игры. 

Эволюция рынка автомоек

Развитие рынка автомоек раскрывает фундаментальную трансформацию бизнес-моделей, понимание которых и сейчас помогает определить перспективы для инвестиций.

Первая коммерческая мойка Automobile Laundry появилась в Детройте в 1914 г., а бизнес-модель была аналогом распространенных в США прачечных. Тогда это казалась новаторством. Но сегодня сервис нацелен на массовость, а ручная работа не позволяет повышать одновременно скорость и качество обслуживания.

Механизация процессов началась в 1940-ые годы, когда на объектах появились конвейерные ленты и автоматические щетки. Переход к индустриализации услуг позволил впервые говорить о стандартизации и предсказуемом качестве. Главной метрикой стала пропускная способность в час. И хотя барьеры входа выросли, доходы предпринимателей росли за счет объема.

В 1970-ых годах произошел технологический рывок, когда появились мойки высокого давления и роботы-манипуляторы. Теперь маржинальность достигалась еще и благодаря снижению издержек. Появилась возможность создания сетей и тиражирования единого стандарта качества для всех точек.

Сейчас на рынок пришли бесконтактные и роботизированные комплексы. Полная автономия радикально снизила крупнейшую статью расходов — фонд оплаты труда. Анализ данных об автомобильном потоке, потреблении ресурсов и пиковых нагрузках позволяет информационным системам оптимизировать тарифы, прогнозировать обслуживание и предлагать кросс-продажи, что способствует развитию бизнеса.

Но запросы рынка растут, и появился тренд на экологичность. Системы рециркуляции воды в сочетании с биоразлагаемыми моющими средствами стали мощным маркетинговым инструментом для привлечения требовательной аудитории.

Мифы об автомойках

Новые технологии всегда встречают скептицизм, поэтому рождаются мифы и домыслы. Роботизированные автомойки не исключение. Рассмотрим самые популярные. 

Миф 1: все мойки расходуют до 200 л воды на один автомобиль. На самом деле в современных мойках работают системы замкнутого цикла водоподготовки, то есть вода не сливается в канализацию, а очищается и используется повторно.

Миф 2: вода с мойки загрязняет почву. В реальности очистные сооружения удаляют из воды грязь, нефтепродукты и химикаты, поэтому повторно удается использовать до 80% воды. Это не только экологично, но и выгодно, поскольку сокращаются операционные расходы.

Миф 3: робот не может бережно вымыть автомобиль. Этот миф связан с американскими фильмами, где нам показывают, как автомобиль проезжает сквозь огромные жесткие щетки. На практике роботизированные комплексы оснащены интеллектуальными системами, адаптируют траекторию и интенсивность мойки под конкретный автомобиль. Бесконтактные технологии исключают риск повреждения лакокрасочного покрытия.

Миф 4: автоматизация — это слишком большие инвестиции. На деле сокращается фонд оплаты труда, снижается доля человеческого фактора и повышается пропускная способность, за счет чего мойка окупается быстрее. Например, у наших франчайзи точка в Москве окупилась за 19 месяцев и начала приносить прибыль более 800 тыс. руб. в месяц. А в Химках, где наш партнер открыл сразу двапоста, вложения окупились через 24 месяца.

Цифровое управление как новый стандарт рынка

Управление сетью классических автомоек зачастую превращается в непрерывное устранение последствий текучки кадров, проблем с контролем выручки, поломок оборудования и влияния человеческого фактора. Поэтому бизнесу давно нужен новый подход, который основан на прогнозировании, прозрачности и тактической управляемости.

Инновационные технологии, в том числе на базе ИИ, снимают с руководителя часть задач, повышают прозрачность бизнес-процессов и финансового контроля. Система учитывает каждую мойку. Владелец видит количество обслуженных автомобилей, потребление химии и ресурсов, пиковые и простаивающие часы — такой объем данных помогает гибко управлять тарифами и планировать маркетинговые акции.

Риски форс-мажоров тоже минимальны, так как система оповещает о том, что пора провести техническое обслуживание или заменить расходники. Это и есть предиктивный сервис, к которому сейчас переходят успешные компании. 

Заменят ли роботы людей?

Рынок автоуслуг стоит на пороге новой эры. Роботизация и бесконтактные технологии — это не просто тренд, а стратегическое направление развития, которое позволит бизнесу оставаться конкурентоспособным и прибыльным в долгосрочной перспективе. 

Переход на автоматизированные комплексы формирует новую бизнес-логику, так как работает предиктивная экономика, когда на основании данных о расположении мойки, количестве боксов и регионе команда проводит глубокий анализ по выручке и окупаемости.

За счет отсутствия зависимости от кадрового рынка удается снизить операционные расходы бизнеса и добиться стандартизированного качества обслуживания. Робот не устает и одинокого хорошо справляется со своими задачами, независимо от загруженности и времени.  А пропускная способность у роботизированных моек высокая, так как на один автомобиль уходит всего 7 минут, то есть теоретически можно обслужить 200 автомобилей в сутки в одном боксе. 

Франшиза с общей для всех партнеров IT-платформой подходит для быстрого масштабирования бизнеса, так как есть возможность управления собственной сетью моек из одной точки. Внедряя инновации, вы не только оптимизируете процессы и повышаете качество обслуживания, но и создаете уникальный опыт для клиентов, который станет вашим главным конкурентным преимуществом.