Меню

«Искусство без экономики умрет, экономика без искусства потеряет душу»

Автор фото: Александр Иванов. Иллюстрация: -

«Артограф» — сибирский бренд, где искусство становится частью повседневности. Его создательница Анастасия Медведко рассказала, как картины «вышли на улицы» и взлетели вместе с S7 Airlines.

Новосибирский бренд стал одним из голосов креативной экономики региона: он объединил искусство и моду, художников и дизайнеров, эстетику и предпринимательский расчет. За пять лет команда прошла путь от регионального арт-проекта до участника международных выставок, создала коллаборации с «Керама Марацци» и S7 Airlines, а также представила коллекции, вдохновленные работами современных и классических художников.

Сегодня «Артограф» — это площадка, где искусство выходит на улицы города, где каждая вещь — история и эмоция. «Деловой квартал» узнал у основательницы бренда, как превращать «высокое» в бизнес, почему сегодня важно носить смысл, а не просто одежду и как мода с идеей завоевывает Европу.

В Новосибирске креативная экономика набирает обороты: появляются новые дизайнеры и художники. Как ваш бренд вписан в фешн-среду региона, а также каково ее развитие?

— Я родилась в Академгородке и считаю, что в Новосибирске всегда были и есть уникальные люди — в науке, в прорывных технологиях, а также в искусстве. До сих пор в Академгородке живут и творят художники и арт-студии. Новосибирский государственный художественный музей имеет сильную базу, и с каждым годом он развивает ее еще больше и активнее. Поэтому я положительно оцениваю развитие искусства и арт-кластера в регионе.

В декабре исполнится пять лет с начала деятельности, и я скажу честно: нам всегда было трудно причислить себя именно к фешн-брендам. За эти годы мы, конечно, приблизились к сфере, но изначально и в основе реализовывали проект по поддержке художников. Наша миссия — нести искусство в массы, расширять его границы. Многие люди не посещают музеи. Мы хотим, чтобы они знакомились с картинами художников, чтобы искусство стало ближе. Поэтому корректнее отнести себя к арт-кластеру, чем к модной индустрии. Хотя, раз мы работаем с одеждой и передаем смыслы через нее, то не отрицаем, что нас воспринимают как модный бренд.

Я считаю, что картина не подчиняется трендам, ведь у нее нет сезонности. Она не может быть стильной сегодня и выйти из моды завтра, потому что это в первую очередь искусство, которое вечно. Идея — продвигать художественное творчество, а не просто создавать одежду —очень помогает в развитии.

Однако мы не сосредоточены только на Новосибирске. Да, здесь находятся производство, офис, команда — наш тыл. Но «передовики» — те, кто развивает и продвигает бренд, —разбросаны по всей России: Москва, Санкт-Петербург, Тюмень, Владивосток.

Сегодня в Сибири, в Новосибирске и, например, в Томске, появляется все больше интересных брендов, которые выходят на федеральный уровень. Считаю, что Сибирь — место силы, отсюда выходит много талантливых людей. Именно потому, что здесь без лишнего глянца рождается что-то настоящее, сильное. Условия жизни в регионе суровее, чем во многих других, — людям приходится многое делать с нуля. Отсюда и разнообразие креативных людей с сильным характером. И, конечно, нельзя не гордиться нашими дизайнерами, которые вышли из Сибири и достигли высокого уровня. Даниил Анциферов, Ольга Бузыцкая — у них другая целевая аудитория, но это достойные имена, которые знают по всей стране.

Как и когда улицы услышали о вашем бренде?

— Практически с самого начала. Мы делаем не просто одежду с принтом — у нас каждое изделие несет свой смысл, как, например, футболки «Окно в искусство» или «Я — картина». Каждая модель для нас — способ рассказать о конкретной картине, донести ее смысл. Пытаемся перевести язык художника во что-то тактильное. При создании каждой капсулы продумываем, какую историю она расскажет, в какую эпоху перенесет, какую эмоцию подарит.

Поэтому изначально рассматривали именно выход искусства в городскую среду. Более широкую известность проект получил на втором году существования, когда поучаствовал в модном показе Podium Seasons в Санкт-Петербурге. Это стало отправной точкой для выхода в столицы и сотрудничества с московскими и петербургскими партнерами.

Огромный вклад в узнаваемость компании внес Новосибирский государственный художественный музей. Его коллекция — это работы высочайшей ценности: Шишкин, Рерих, Брюллов. Мы начали сотрудничество с музеем, вместе с Екатериной Болдыревой развили представленность наших изделий в магазинах музея на входной зоне, создали коллекции к выставкам, в частности для проектов Государственной Третьяковской галереи, центра «Эрмитаж-Сибирь». Это дало нам мощный рывок в развитии и привлекло ценителей не только искусства, но и нашего бренда.

Коллаборация российского бренда и, например, художника — не редкость. Вспомним совместные работы 2Mood и Жени Дацко, «Твое» и Третьяковской галереи. Это тренд или нечто большее?

— Хочу сказать, что и крупные западные компании, например, Zara, Max Mara практически в каждой коллекции имеют коллаборации с музеями. Я сама покупала детям в Zara футболки с принтами из Лондонской национальной галереи (National Gallery). Но заметила важное отличие: у всех этих брендов коллаборации всегда с очень известными картинами — Ван Гог, Клод Моне — авторами, которых знает каждый образованный человек. А наша изначальная идея была как раз в продвижении современных художников. Уже потом мы стали работать с музеями, создавая для них качественный мерч.

Дело в том, что раньше, приходя в музей или галерею, ты хотел купить что-то на память, но ассортимент был довольно простым, не всегда подходящим для подарка. И, мне кажется, мы в какой-то степени меняем отношение к мерчу, к сувенирной продукции, делая ее красивой, модной, удобной в носке и качественной.

У нас работает команда дизайнеров, мы используем качественные ткани — преимущественно натуральные. Не используем пленочную печать, которая покрывает сверху ткань и потом стирается, а печатаем непосредственно на ткани до пошива, краска проникает внутрь — тактильно, если потрогать нашу футболку или худи, то это сразу чувствуется.

У бренда «Твое» тоже бывают интересные дизайны, но довольно бюджетного качества исполнения. Я знаю, что их любят молодые люди, студенты. И это здорово, к тому же, доступно. Но не всегда подходит для притязательных клиентов, настоящих любителей искусства.Сначала коллаборация с «Керама Марацци», а сегодня — смелый и необычный союз с S7 Airlines. Как возникла идея объединения?

— Отправной точкой послужило то, что и мы, и S7 Airlines — сибирские компании. И создать такую коллаборацию было очень интересно. Кроме того, у нас много картин на тему отпуска, полетов, свободы, а также самих аксессуаров, которые удобно использовать в путешествиях.

У S7 как раз была идея запустить S7 Shop — продажи на борту. Изначально обсуждали нашу коллаборацию именно в этом формате, хотя в итоге реализовали несколько иначе. Мы создали капсульную коллекцию с художником, которого они выбрали из нашего портфолио. Им оказался крымский художник Ренат Рамазанов, чья работа идеально соответствовала концепции авиакомпании и курортной эстетике. Небольшую капсулу разместили в S7 Shop и, насколько я знаю, успешно распродали.

Эта сибирская авиакомпания часто делает подобные коллаборации: до этого у них был проект с грузинской художницей, которая вручную расписывала одежду. Также знаю, что S7 регулярно поддерживает проекты, связанные с искусством или экологией, например, была программа по сохранению сибирских лесов. Поэтому идея поддержки искусства им близка. В этом мы совпадаем: оба хотим отразить миссию компании в продукте, передать через него символы свободы, полета, перспективы.Фотограф: Артем Ионов 

А что по соединению «плитки» и искусства?

— С «Керама Марацци» наша коллаборация началась даже раньше, чем с S7. Коллеги из «Керама Марацци» пришли к нам с идеей сделать для них небольшую капсулу. Сначала мы создали коллекцию, которую они в основном раскупили внутри компании, среди сотрудников. Но общая идея была в создании фирменных уголков в их магазинах, откуда можно «унести с собой кусочек дизайна». В компании работают сильные дизайнеры, это видно по коллекциям: они всегда красивые, интересные, объединены какой-то идеей. Сейчас, например, у них коллекция «Марокко», а ранее была «Порту». Но самой успешной стала капсула, основанная на итальянской живописи — мы взяли за основу картину Сандро Боттичелли «Весна», а также образы Венеры и Давида. Сейчас готовим с командой «Керама Марацци» большой проект. Надеюсь, он реализуется, и тогда я смогу рассказать о нем подробнее.

Где, на ваш взгляд, проходит грань между искренним творческим союзом и маркетинговым ходом ради охвата?

— Главной мотивацией при создании бренда было именно искусство: картины, их продвижение. Мы не шли по классическому пути —не просчитывали финансовую составляющую и KPI. Безусловно, коммерческая модель все же привлекла наше внимание, но гораздо позже. Изначально это была любовь к искусству, хобби, которое планировалось как онлайн-проект для поддержки художников. Мы хотели, чтобы люди выбирали понравившуюся картину, а мы уже создавали на ее основе тот продукт, который они захотят. В процессе развития аудитория все больше задавалась вопросом о наличии офлайн-точек, где можно посмотреть и примерить коллекцию. Так мы и появились в универмагах, что спровоцировало разработку сезонных коллекций и капсул. Одним их важных ритейлеров в нашей работе был универмаг Lukse, в котором мы успешно продавались в начале реализации проекта.

Сейчас мы сосредоточились не только на картинах, но и на современном дизайне, трендовых цветах, сезонности. У нас есть небольшая, но профессиональная команда, и мы должны думать о коммерческом успехе, чтобы ее развивать и мотивировать.

Поэтому в крупных коллаборациях коммерческая составляющая, безусловно, есть, и это нормально. Должен быть баланс: искусство без экономики умрет, но экономика без искусства потеряет душу. Однако для нас всегда на первом месте — эстетика. На мой взгляд, это симбиоз: красота, смысл в поддержке искусства и, конечно, экономическая составляющая, чтобы проект был интересен и устойчив для всех участников.

На сайте «Артографа» увидела информацию о выходе бренда на европейские рынки. С какими барьерами сталкивается российский бренд за рубежом сегодня, и как вы их обходите?

— Мы планировали выход на европейские рынки уже на третьем году развития. Пытались зарегистрироваться на Amazon и eBay Inc., но в текущей внешнеэкономической ситуации развиваться там не получилось.

Единственное, куда удалось выйти, — маркетплейс в Дубае. Там мы представлены небольшим ассортиментом, пока только футболками. Сейчас планируем участие в Dubai Fashion Week и работу с местными розничными партнерами. К нам поступали запросы из Ирана, Саудовской Аравии, с Кипра — спрос есть, но возникали сложности с оплатой и доставкой.

Нам удалось найти единомышленников в Португалии. Мы готовим выход на европейский рынок от другого юридического лица, но с тем же брендом и миссией. Там мы хотим продвигать как всемирно известных российских художников, таких как Рерих, Шишкин, так и современных талантливых авторов, чьи работы уже покупают за рубежом.

Что касается барьеров... Обычно мода идет из Европы в Россию, а не наоборот. Нам может быть сложнее позиционироваться именно как российский бренд, не исключена предвзятость. Но мы уверены: у искусства нет границ. Настоящим ценителям «высокого» обычно безразлична национальность бренда или художника — им важны эмоции, которые несет картина. Так что, я думаю, проблем не возникнет.

Есть ли потенциал у региональных брендов пробиваться в мировую повестку?

— Думаю, да. Сейчас очень много проектов и грантов, поддерживающих российские бренды и производство — в плане пиара, рекламной поддержки, организационной помощи. Например, регулярно проводятся ярмарки в Москве (речь о выставке «ИНТЕРДИЗАЙН») — там мы выставлялись как поставщики продукции для музеев.

Также неоднократно участвовали на выставках «Арт Россия» — это одно из наших любимых мероприятий, где собирается много художников и галерей. В этот раз мы были единственным производителем одежды с картинами художников. У нас всегда много посетителей на стенде, хорошие продажи, команда знакомится с интересными, известными людьми: актерами и музыкантами. Очень радует, что они узнают нашу продукцию, становятся клиентами и тоже носят искусство на себе.

Фото предоставлено спикером 

Если бы у вашего бренда была возможность сделать коллаборацию мечты, с кем бы вы ее создали?

— Если говорить о музеях, то, конечно, я бы назвала Лувр. Также мечтаем о коллаборации с музеем Прадо в Мадриде. Честно говоря, я не вижу непреодолимых препятствий для этого — вопрос времени и терпения. Думаю, это не за горами. Я посетила много музеев мира, видела их мерч и понимаю, что у нас есть все шансы. Как минимум, хотела бы начать с Лувра в Абу-Даби.

А если говорить о компаниях в мире моды, то мне бы хотелось сотрудничать с кем-то из сегмента люкс, например, с Prada или Hermes. Это было бы интересно не ради того, чтобы «себя показать», а чтобы перенять их уникальный опыт позиционирования на мировом рынке.