Меню

Упаковка, маркировка и таможня: как избежать задержек и конфискаций груза на границе

Иллюстрация: Предоставлено спикером

В международной логистике есть правило: стоимость исправления ошибки в документации или маркировке в момент таможенного оформления в разы превышает затраты на своевременную подготовку документов.

Генеральный директор Независимой Сервисной Компании Олег Черников

— Многие компании, фокусируясь на юридических и финансовых аспектах внешнеэкономической деятельности, недооценивают «физическое» воплощение груза — его упаковку и маркировку. А между тем, именно они — ключевой фактор, определяющий скорость, стоимость и саму возможность пересечения границы. Неправильная маркировка — это прямое основание для задержки, штрафа и даже конфискации товара, даже если все остальные документы в идеальном порядке. Как правильно упаковывать и маркировать груз, чтобы избежать проблем?

Почему маркировка это не «бумажная» работа, а элемент безопасности

Таможенные органы видят в маркировке не просто таблицу с информацией, а инструмент идентификации и контроля. Ее отсутствие или несоответствие нормативам трактуется как попытка затруднить проведение проверки или ввести в заблуждение инспектора, что автоматически вызывает подозрения и ведет к полному досмотру. Даже если ваш груз оформлен правильно, оплачен, на него есть все необходимые документы и с ним в принципе все в порядке — неправильная маркировка может стать источником проблем.

Ключевые риски некорректной маркировки

  • Задержка груза. Время — деньги. Каждый день простоя на складе временного хранения — это прямые убытки.
  • Штрафы. Нарушение правил маркировки влечет административную ответственность, в том числе и денежные штрафы как для компании-отправителя, так и для перевозчика.
  • Конфискация товара. В случаях, когда невозможно установить страну происхождения или идентифицировать отправителя/получателя, груз может быть конфискован.
  • Повреждение груза. Отсутствие специальной маркировки, например, «Хрупкое», ведет к неправильному обращению с транспортной упаковкой и к порче товара.

Уровни безупречной маркировки

Чтобы минимизировать риски, маркировка должна быть комплексной и соответствовать строгим стандартам — ГОСТ 14192-96 «Маркировка грузов» и ГОСТ Р 51474-99 «Упаковка. Маркировка, указывающая на способ обращения с грузами».

Основная маркировка, обязательная для всех грузов — это минимально необходимый набор данных, который должен быть нанесен на каждое грузовое место четко, разборчиво и на языке, понятном для участников перевозки — как правило, английском или языке страны назначения. К ней относятся:

— страна происхождения груза, например: Made in Russia;

— наименование и полный адрес отправителя;

— наименование и полный адрес получателя;

— количество грузовых мест в партии и порядковый номер места, к примеру, «Место 1 из10»;

— номер контракта, заказа или транспортной накладной — CMR, AWB и т.д.;

— вес брутто и нетто в килограммах;

— габаритные размеры места: длина, ширина, высота в сантиметрах.

Специальная маркировка применяется для товаров с особыми свойствами. Этот вид опознавательных знаков критически важен для безопасной перевозки и является предметом пристального внимания контролирующих органов. Ее правила регламентированы международными соглашениями, в зависимости от вида транспорта:

— для автомобильных перевозок опасных грузов: ДОПОГ (ADR) — требуются знаки опасности, классификационные коды и надписи;

для железнодорожных перевозок: СМГС — аналогичные знаки и коды, адаптированные под ж/д стандарты;

— для морских перевозок: МОПОГ — специальные ярлыки и маркировка, учитывающие специфику морского транспорта;

— для авиаперевозок: ICAO и IATA — самые строгие нормы, включающие детализированную информацию об опасных свойствах груза.

Отсутствие специальной маркировки для опасных грузов приравнивается к сокрытию их свойств и влечет за собой максимально строгую ответственность. Дополнительная маркировка для сохранности груза — пиктограммы и надписи, которые напрямую влияют на физическую сохранность товара, инструктируя грузчиков и логистов. Наиболее распространенные примеры:

  • Хрупкое. Осторожно
  • Беречь от влаги
  • Скоропортящийся груз
  • Верх, не кантовать
  • Крюками не брать

Игнорирование этого пункта ведет к росту страховых случаев и претензий по качеству.

Понятная, полная и прозрачная маркировка вашего груза ускоряет процесс его оформления и снижает до минимума основания для претензий со стороны таможенных органов. Уделяя внимание качественной упаковке и безупречной маркировке, компании делают свои логистические цепочки предсказуемыми и защищают бизнес от непредвиденных и существенных финансовых потерь на границе.