«Рынок проверяет каждую модель управления на прочность». Эксперт — об автосервисах
Аналитическая служба международной сети автосервисов FIT SERVICE опросила владельцев бизнеса в своей отрасли и выяснила, насколько оптимистично предприниматели идут в 2026-й.
Аналитики попросили оценить, как бизнесмены прожили 2025 г. и ответить, чего они ждут от 2026-го. 59% опрошенных владельцев автосервисов оценивают состояние своего бизнеса по итогам года как удовлетворительное — «есть сложности, но справляемся». 18% дали оценку «стабильное», 14% респондентов сообщили о значительных трудностях и только 9% сказали, что у них был прорывной год.
На вопрос об изменении выручки 52% участников исследования отметили рост оборотов, 22% — снижение и еще 20% сообщили о стабильном уровне этого показателя.
В 2026 г. предприниматели ожидают, что решающим драйвером изменений станет макроэкономика. 46% респондентов связывают перспективы своего бизнеса с общей экономической ситуацией и покупательской способностью клиентов, на втором месте (38%) — влияние новых законов, налоговых реформ и регулирования. На этом фоне собственники автосервисов готовятся к более жесткой конкуренции за клиента и пересмотру ценовой политики. 9% считают, что состояние их бизнеса будет зависеть от ситуации на рынке труда, 5% — что от развития развития технологий (искусственный интеллект, диагностика, ПО).
Настроения предпринимателей нашей сферы остаются в целом умерено оптимистичными: 55% опрошенных владельцев автосервисов планируют развитие — улучшение процессов, расширение действующего сервиса, запуск дополнительных направлений. Из них 11% задумываются об открытии новой точки. Все это говорит о том, что дальновидные и вовлеченные в бизнес собственники могут растить и развивать свое дело даже в сложное время, — считает директор международной франчайзинговой сети автосервисов FIT SERVICE Татьяна Овчинникова.
Около 24% респондентов намерены сохранить текущие позиции без масштабного роста, выбирая стратегию точечной оптимизации процессов и повышения эффективности. Еще 17% будут сокращать издержи. А 4% еще не определились с планами.
Отвечая на вопрос о том, как именно собственники и руководители автобизнеса собираются повышать эффективность и прибыльность в 2026 г., предприниматели в первую очередь (27%) сказали, что будут увеличивать затраты на маркетинг и продвижение для привлечения новых клиентов. На втором месте (22%) — обучение и повышение квалификации персонала. Около 15% респондентов планируют усиливать личное участие собственника в управлении бизнесом. Среди других планов — рост технологичности и цифровизация бизнеса, закупка нового оборудования, ремонт помещений и др.
Расстановка приоритетов руководителей бизнеса не совсем коррелирует с реальной структурой рисков: без инвестиций в качество сервиса и стандарты работы даже усиленный маркетинг не обеспечивает устойчивого роста. Стоимость привлечения нового клиента существенно выше, чем удержание действующего, поэтому выгоднее формировать сильную репутацию бренда, вкладывать в качество и сервис. Для устойчивого роста в 2026 году ключевыми факторами станут управляемая экономика сервиса, сильная команда и стандартизированный клиентский опыт. Маркетинг тоже важен, но он работает только там, где бизнес уже выстроен изнутри, — отметил директор направления развития франчайзинговой сети FIT SERVICE Дмитрий Бабаев.
Дополнительная статистика, подготовленная аналитическим агентством Gruzdev‑Analyze для FIT SERVICE, показала заметные различия в структуре основных проблем 2025 г. у независимых сетевых и несетевых автосервисов.
Среди независимых несетевых СТО коммерческие трудности и недостаток клиентов стали первой и второй по значимости проблемой (31% и 29% соответственно), тогда как для независимых сетевых станций эти показатели заметно ниже — 19% и 21% и занимают вторую и третью позиции.
Для сетевых независимых автосервисов на первое место выходят вопросы дисциплины и мотивации персонала (23%) — проблемы, которые решаются внутри компании и напрямую зависят от качества управления.
Разница в структуре проблем показывает, что рынок как будто проверяет каждую модель управления на прочность: несетевые сервисы сталкиваются с давлением извне, а сетевые — с вызовами изнутри. И в обоих случаях выигрывают те, кто умеет быстро адаптироваться и, главное, — честно смотреть на свои слабые места, — подытожил генеральный директор аналитического агентства Gruzdev Analyze Александр Груздев.
Совокупный массив данных FIT SERVICE и Gruzdev‑Analyze показал: в 2026 г. конкурентное преимущество в автосервисном бизнесе будет формироваться на стыке сетевой структуры, управленческой зрелости и способности быстро адаптироваться к изменению спроса.