Меню

5 моментов, которые вы точно забудете при составлении ТЗ для нового сайта

«Почти каждый день я вижу новое «техническое задание», которое на самом деле представляет собой набор разрозненных требований к будущему сайту. И в большинстве случаев требования эти “дырявые”».

Директор веб-студии DoWeb DoMobile Андрей Козицин

Понятно, что собственник абстрактной региональной транспортной компании не обязан разбираться, как создаются сайты, но его сотрудникам (и ему!) предстоит пользоваться этим ресурсом ближайшие годы. Есть несколько моментов, которые все совершенно зря упускают.

Обработка ошибок

Эту задачу можно решить с разной степенью педантичности, не обязательно закрывать 100% случаев, но и совсем забивать на этот функционал не стоит. Например, если вообще не обрабатывать ошибки, то при лишней запятой в email’е сайт будет просто «падать». Пример-жесть, но так тоже бывает. Стандартный (неудовлетворительный) вариант — это писать: «Ошибка, попробуйте еще раз». Что за ошибка? В какой форме? Да кто его знает.

Если пользователь неправильно вводит номер телефона, ему так и нужно сказать: «Ошибка при вводе мобильного номера». Так как данные в этом поле шаблонные, то легко можно дополнить информацию, сказать, что телефон нужно вводить в формате +7-900-000-0000.

Инструкция к админке

Если заказывать сайт на Wordpress, то с инструкцией все понятно: открываете Youtube и ищете нужную инструкцию — их там тысячи. Но если в вашем проекте есть хоть один нестандартный модуль, тем более, если весь проект написан с нуля, то без громоздкой инструкции не обойтись. Написание такого документа занимает дни, иногда недели, то есть дольше, чем делается типовой сайт на Wordpress :)

База данных адресов (ФИАС, КЛАДР)

Актуально для всех интернет-магазинов и вообще сайтов/сервисов, где есть поля ввода адреса. Подобные данные не спрашивают просто так, они явно будут использованы для доставки товаров или документов. Что значит для магазина доставить товар по неправильному адресу? Правильно — убытки. Посылку нужно будет вернуть на склад, выяснить правильный адрес, затем отправить повторно. Очевидно, что выгоднее сделать ввод данных так, чтобы у пользователей не было возможности ошибиться.  

Для этого придется или самостоятельно работать с базой адресов (ФИАС, КЛАДР), или подключить какой-либо сервис, который, в свою очередь, будет помнить эти адреса. При этом строка ввода превращается, по сути, в форму поиска по базе.

Отдельный разговор — полнота и актуальность этих баз. Да, они неидеальны. В них нет некоторых адресов, иногда — целых улиц. Чтобы обработать эту ситуацию, нужно дать пользователям возможность ввести адрес вручную без всякой модерации, если нужного не оказалось в базе.

Качественный хостинг

Во-первых, есть выбор между площадками в России и на Западе. Из-за закона о защите персональных данных нужно обязательно хоститься в РФ, если вы собираете и храните какие-либо персональные данные клиентов. Если вы ничего такого не спрашиваете, то выгоднее и надежнее арендовать хостинг в Европе. Минус такого варианта — расчет только по карте. Оплатить с корпоративной карты можно, а вот получить закрывающие бухгалтерские документы — нет.

Во-вторых, нужно смотреть на сам проект. Безымянному блогу на Wordpress подойдет любой виртуальный хостинг, а вот корпоративному сайту на Битриксе нужно выбирать более производительный вариант. Если у вас сложный «самописный» проект, то требования возрастают еще сильнее, при этом на первое место выходит уже надежность и качество работы техподдержки, а не цена.

Веб-push совместно или вместо SMS

«Сделаем регистрацию через SMS, потом сможем отправлять пользователям рекламные сообщения» — так рассуждает рядовой заказчик сайта. На самом деле веб-push уже крепко вошли в нашу жизнь и практически по всем параметрам они превосходят традиционные текстовые сообщения.

Самое главное — это бесплатно. Нужны еще аргументы? Пожалуйста:

  • пользователь может сменить номер телефона, браузер он выбрал еще в школе и будет пользоваться им всегда;
  • выше показатели по доставляемости и прочтениям;
  • есть отчет по открываемости/кликабельности;
  • работает на десктопе и смартфонах;
  • лучше подходит для ссылок.

Подобных моментов достаточно много, невозможно рассказать обо всех в одной статье. Надеюсь, вы вспомните эту публикацию, когда в следующий раз — через месяц, год или пару лет — решитесь на редизайн своего сайта или корпоративного сервиса.