Меню

6 передовых урбанистических идей

В XXI веке мечты фантастов стремительно становятся реальностью. В 1988 г. Герберт Уэллс придумал концепцию движущегося тротуара, а в 2000-х такие дорожки с легкостью прижились во Франции. Сегодня п

В XXI веке мечты фантастов стремительно становятся реальностью. В 1988 г. Герберт Уэллс придумал концепцию движущегося тротуара, а в 2000-х такие дорожки с легкостью прижились во Франции. Сегодня подобных фантастических концептов море— и многие могут воплотиться, были бы деньги.
1  Экогород «Масдар»
Грандиозный проект «Масдар Сити» (Абу-Даби, ОАЭ) обещает стать первым на планете городом с нулевым выбросом углерода и нулевыми отходами. Со стороны город не примечателен: простая прямоугольная планировка, плотная застройка. Всё интересное— внутри. Сверху город прикрыт ажурными конструкциями, создающими тень, это снижает затраты на кондиционирование. Везде фонтаны, водопады и зеленые насаждения. И никаких промышленных предприятий. Но возможности для бизнеса большие: в Масдаре будет свободная экономическая зона для 1,5 тыс. технологичных компаний из разных стран. Масдар— город, свободный от автомобилей. Вместо них тут будут действовать беспилотные электрокары CyberCabs вместимостью до шести человек. Чтобы воспользоваться капсулой, нужно лишь набрать на панели управления пункт назначения. Энергией город обеспечат многочисленные солнечные батареи, ветряные мельницы и зеркальные установки. Первое здание Масдара— Институт науки и технологии— должен был открыться осенью 2009 г., но в связи с кризисом сроки сдачи отодвинулись.
2  Автобус над ­дорогой
В Китае разработан проект двухуровневого автобуса с пассажирами наверху и туннелем для автомобилей внизу. В проеме под автобусом свободно могут передвигаться автомобили не выше двух метров. Автобус питается от солнечных батарей, расположенных на крыше. Оборудован специальной системой сенсоров: шлейф из ультразвуковых волн, который тянется за автобусом, запретит слишком большим автомобилям входить в туннель. Экспериментальная линия этого автобуса будет строиться в одном из районов Пекина. На подготовительном этапе дорожные службы выстроят остановочные платформы, установят столбы и провода, проложат рельсы. Строительство 40-километрового участка дороги займет один год и обойдется правительству Китая в 500 млн юаней ($74 млн). Это не так дорого, как может показаться: аналогичный участок метро потребует трех лет строительства и будет стоить в 10 раз дороже.
3  Пассивный дом. Отопление не требуется
Пассивный дом— это автономное помещение, работающее по типу термоса. Главный принцип строительства— абсолютная герметизация здания. Его теплопотери так минимальны, что даже в морозы для создания комфортного климата достаточно тепла, выделяемого человеком и стандартными электроприборами. Для вентиляции используют специальную систему рекуператоров-теплообменников.
Технология пассивного дома стремительно набирает популярность в Европе. В Германии уже построено 16 тыс. таких домов, а через несколько лет они могут стать обязательным стандартом. В Австрии по принципу пассивного дома возводится уже 20% новостроек. По себестоимости пассивный дом дороже обычного на 5-10%, но дополнительные вложения окупаются через 7-10 лет.
4  Самая большая ветряная электростанция в мире
В Дании вводится в эксплуатацию ветряная электростанция Horns Rev II. Комплекс из 91 ветрогенератора расположен в Северном море, в 30 км от западного побережья Ютланда. Он может производить 209 МВт чистой энергии: этого должно хватить для обеспечения электроэнергией 200 тыс. домов в течение года. Датские энергетики давно рассчитали, что строительство ветряных электростанций в открытом море экономически целесообразно, ведь сила ветра на море, как правило, на 50% выше, чем на суше. В 2003 г. была сдана в эксплуатацию электростанция Нествед с 72 турбинами на 2,3 МВт. Тогда она обошлась правительству в $262 млн. Станция функционирует и по сей день, производя около 165 МВт. Она работает в автоматическом режиме без вмешательства специалистов, за функционированием комплекса следит компьютерная система. На данный момент у подобных систем есть один весомый недостаток— их высокая стоимость, но высокие затраты оправданны, так как помогают снизить угрозу углеродистой эмиссии.
5  Общественный автомобиль
В июне будущего года в Париже стартует программа проката электрических авто. Любой желающий, зарегистрировав в системе Autolib свое водительское удостоверение, сможет взять автомобиль на любом паркинге города, с помощью специального ключа и личного пин-кода завести его, совершить поездку и оставить на любой стоянке. Подобный проект под названием Сar2go уже два года действует в немецком Ульме и американском Остине. Идея принадлежит концерну Daimler, в программе задействованы электромобили Smart. Проект оказался успешным: так, в Ульме за полтора года на двухстах машинках поездили около 20 тыс. человек. Весной 2011 г. похожую программу запустят в Гамбурге. Тариф поминутный: 29 евроцентов в минуту или 14,90 евро в час.
6  Поезд на магнитной подушке
Первый пассажирский поезд на магнитном подвесе Маглев появился в 1989 г. в Берлине, но проработал всего два года. В 2003 г. технологию применили в Китае— поезд на магнитной подушке связывает Шанхай с Пудуном. Беспилотный состав приводится в движение электромагнитным полем. Скорость поезда 430 км/ч: 30-километровый путь до Пудуна он преодолевает всего за 8 минут. Главные преимущества Маглева— он бесшумен, экономичен, не выделяет вредных выхлопов. Недостаток один: немалые первоначальные расходы, поскольку существующая железнодорожная инфраструктура для него не подходит.