Чтобы регулировать автомобильные потоки и уменьшить пробки, городские власти планируют в ближайшие два-три года оборудовать дороги приборами видеофиксации дорожно-транспортных происшествий.
В начале апреля мэрия Новосибирска объявила конкурс на технико-экономическое обоснование проекта строительства линий скоростного трамвая. Начать строительство городские власти рассчитывают в 2014 г. Вокруг этой идеи уже разгорелись жаркие споры. Горожане обеспокоены — не окажется ли, что в итоге будет похоронено развитие метро.
Первый заместитель мэра Новосибирска Андрей Ксензов заверяет, что скоростной трамвай — это не конкурент метрополитену. Местный и федеральный бюджеты увеличат финансирование строительства метро, а создание линий трамвая в значительной степени возьмет на себя бизнес. Внешэкономбанк и ЕБРР подписали с мэрией меморандум, в соответствии с которым обещают выделить на эти цели 10,5-12 млрд руб. при определенных условиях.
Инвесторы не боятся пробок
Городское хозяйство, по мнению Андрея Ксензова, возможно, это одна из самых сложных и основопологающих отраслей муниципального управления. Действительно, именно в этой сфере у населения всегда возникает много острых и болезненных вопросов к чиновникам. Тем не менее в Новосибирске ежегодно реализуется ряд программ, направленных на развитие дорожно-транспортной инфраструктуры. Только из городского бюджета на обновление новосибирских дорог в 2011 г. было затрачено более 2 млрд руб.
Влияют ли недостатки транспортного узла на инвестиционную привлекательность города?
— Уровень развития транспортной инфраструктуры — это один из факторов инвестиционной привлекательности региона, но далеко не определяющий. Согласитесь — в нашей стране развивающаяся экономика. А в ее условиях для инвестора важна, прежде всего, реальная возможность успешно вести хозяйство в конкретном регионе: наличие земельного ресурса или необходимой промплощадки, решение вопроса с подключением к энергосетям и т.д.
Мы постоянно общаемся с иностранными делегатами, например, французами, немцами. Они удовлетворительно оценивают городские дороги, уличное движение. В Новосибирске многие вопросы развития транспорта решены на современном европейском уровне. Например, внедряются интеллектуальные системы: «умные» светофоры с датчиками движения, автоматизированная спутниковая система «Навигация», которая делает прозрачным все перемещение наземного пассажирского транспорта.
А пятизвездочный отель необходим Новосибирску?
— Уверен, что он бы не пустовал: есть постоянный поток гостей (иностранных и российских) с высокими требованиями к обслуживанию. Надеюсь, в ближайшие годы такой отель появится. Сейчас гостиница, которая, возможно, будет пятизвездочной, возводится на перекрестке улиц Мичурина и Орджоникидзе. Главное, чтобы ей присвоили ту «звездность», на которую она претендует.
Приоритет — у станции «Доватора»
По словам Андрея Ксензова, при решении вопросов модернизации транспортной сети Новосибирска мэрия отдает приоритет интересам пассажиров общественного транспорта, а не авто-владельцев. Поэтому городские власти планируют развивать скоростной электрический транспорт (метро и скоростной трамвай). Кроме того, в ближайшие два-три года на многих городских улицах установят приборы видеофиксации ДТП и усовершенствуют систему слежения за маршрутами передвижения транспорта и его скоростью.
Какие из транспортных проблем областного центра необходимо решать в первую очередь?
— Главный приоритет — развитие системы пассажирского транспорта. Второе — строительство крупных развязок. Задачи ближайшего времени — развязки на Южной площади и на улице Петухова. Следующие на очереди: развязка «Бердское шоссе — улица Одоевского», продолжение строительства улицы Объединения. Завершение этих проектов — вопрос ближайших 5-7 лет. И третья проблема — это необходимость формирования ответственности водителей на дороге, дисциплины вождения, без этого транспортная система не будет эффективно функционировать.
Что же все-таки появится раньше — новая станция метро или скоростной трамвай?
— Наверное, лучше поддается прогнозам время строительства метро. Как показывает практика, у нас есть возможность каждые 4‑5 лет запускать новую станцию. Федеральное софинансирование строительства метро в городах начнется с 2013 г. Сейчас завершена разработка технико-экономического обоснования по двум станциям с условными названиями «Доватора» и «Площадь Станиславского». Полагаю, что приоритетнее для нас будет запуск «Доватора». Дело в том, что в правобережье только в Восточном микрорайоне в 2011 г. было сдано в эксплуатацию более 100 000 кв. м жилья, поэтому пассажиропоток там должен сильно вырасти.
Что касается скоростного трамвая, то здесь сроки оценить сложно. Проект сейчас в разработке. Готовятся подобные документы не менее 11 месяцев. Если проект будет утвержден, то изыскательские проработки начнутся в ближайшее время.
Насколько «скоростным» будет трамвай на участках, где уже существуют трамвайные линии?
— На них трамвай будет перемещаться со скоростью порядка 20-22 км/ч, тогда как обычная его скорость — 70-80 км/ч.
Рассматриваете ли возможность объединения железнодорожного и автомобильного вокзалов?
— Я не считаю это суперактуальной задачей. Сейчас площадка у железнодорожного вокзала уже работает как крупная автостанция. Возможно, она нуждается в дополнительных сооружениях для более удобной организации транспортных потоков, но объединения двух узлов пока не требуется.
Развитие каких интеллектуальных транспортных систем предусмотрено мэрией? Насколько это затратно?
— В ближайшие два-три года мы планируем оборудовать город приборами видеофиксации, отслеживающими соблюдение скоростного режима и правил дорожного движения пассажирским и частным автотранспортом. Это позволит эффективно регулировать автомобильные потоки, а также избежать заторов, которые образуются на дорогах даже из-за незначительных ДТП и могут длиться полтора-два часа. Такой системой необходимо охватить 680 км дорог: установить сами приборы, а также ограждения, электронные информационные табло.
Эти меры не потребуют больших затрат. Мы можем заложить необходимые средства в муниципальный бюджет.
Появятся муниципально-частные трамваи
Новосибирские власти рассчитывают привлечь в государственные проекты частный капитал. Механизм взаимодействия расписан в законе «Об участии Новосибирской области в государственно-частном партнерстве». Его недавно подписал губернатор Новосибирской области Василий Юрченко. К объектам соглашения о партнерстве закон относит имущество, входящее в состав дорожной и транспортной инфраструктуры, системы коммунального хозяйства, объекты энергоснабжения, связи и телекоммуникаций, жилищного строительства.
Когда в городском хозяйстве появятся первые государственно-частные партнерства? В каких секторах?
— Я думаю, что такие партнерства будут созданы у нас в ближайшее время. Мы уже ведем переговоры с потенциальными инвесторами. Это банки, инвесткомпании, крупные транспортные компании и производственные предприятия. Полагаю, что одна из самых перспективных сфер для государственно-частного партнерства — скоростной электрический транспорт. Частные соинвесторы смогут участвовать в эксплуатации транспорта, это довольно прибыльно. Второй перспективный сектор — строительство автомобильных магистралей. При определенных условиях (если есть дублирующая бесплатная магистраль), дорогу можно сделать платной. Европейский опыт показывает, что эксплуатация платных трасс может быть высокодоходной.
А строительство парковок может быть интересным для частного инвестора?
— С первого июля федеральное законодательство вводит административное наказание за неправильную парковку. Когда мы в этой сфере наведем порядок, платные парковки, безусловно, будут востребованы. Например, за кинотеатром имени Маяковского зарезервировали участок под строительство многоуровневой парковки. Мы готовы передать его частному инвестору.
А какова последовательность заключения партнерства?
— Потенциальный инвестор должен обратиться в мэрию. При достижении соглашения мы подписываем договор концессии. Суть его — в обязательстве инвестора за свой счет создать или реконструировать определенное соглашением муниципальное недвижимое имущество. Это имущество передается в эксплуатацию инвестору. Опыт таких концессий у новосибирской мэрии уже есть, только в других сферах. В частности, в отношении детских садов, которые передавались в эксплуатацию предпринимателям.
Можно ли с помощью механизма частно-государственного партнерства ускорить решение транспортных проблем города?
— Да, сроки проектов при участии частного капитала значительно сократятся.
Елена Богданова