Правительство будет сдерживать стоимость бензина на внутреннем рынке, не прибегая при этом к крайним мерам — прямому регулированию, говорят эксперты Центра исследований проблем реальной экономики.
Наиболее реалистичным сценарием они считают среднегодовой рост цен на топливо, не превышающий уровень инфляции, спрогнозированный Центробанком на 2019 год — не более 5,5%.
Все началось после резкого скачка цен на бензин и дизтопливо в мае-июне. Тогда в относительном выражении рост цен на биржевых сделках (в течение мая) составил 11,7%, 12,6% и 5,2% за марки бензина АИ-92, АИ-95 и летнее ДТ на первичном и вторичном рынках. А по данным Росстата, цены выросли на 5,6% по сравнению с апрелем. В годовом же выражении (май 2018-го к маю 2017 года) этот показатель составил 11,3%. В целом с начала года топливо подорожало на 7,2%, проанализировали специалисты Центра исследований проблем реальной экономики.
В результате, в летне-осенний период, состоялся ряд встреч представителей крупных нефтяных компаний (ВИНК) с вице-премьером Дмитрием Козаком, по итогам которых были достигнуты договоренности между правительством и представителями нефтяных компаний о фиксации стоимости на уровне майских значений. Компании согласились поставлять топливо на уровне +3% к 2017 г. и по ценам на июнь 2018 г. Данное соглашение действует с 31 октября 2018 до 31 марта 2019 года. Кроме того, были приняты такие меры, как установление индикативного уровня мелкооптовых цен (ИУЦ) на горючее: для АИ-92 — 53,5 тыс. руб./т, АИ-95 — 56,6 тыс. руб./т., летнего дизтоплива — 51,2 тыс. руб./т. (для зимнего дизеля — плюс 2,4 тыс. руб. к ИУЦ летнего), — рассказали аналитики.
За отклонениями ИУЦ свыше 4% будут следить ФАС и ФНС. На АЗС нефтекомпаний цены могут повыситься только в январе вслед за ростом НДС (на 2 процентных пункта, до 20%) на 1,5% в абсолютном выражении и затем — в темпе прогнозной инфляции, на 4-5,5% в течение года. Этот режим должен гарантировать лишь минимальную маржу независимым трейдерам, отметили эксперты.
Кроме того, по их словам, нефтяникам позволили не выполнять обязательства по росту поставок топлива на биржу: будет действовать временный запрет на приказ Минэнерго и ФАС об увеличении продаж на бирже объемов бензина и дизельного на 5 и 2,2 процентных пункта, до 15% и 7,5% соответственно, чтобы избежать нагрузки на розничный сегмент рынка.
Единственной составляющей, которую объективно нельзя было отрегулировать, стал рост акциза с 1 января 2019 г., поскольку доход, полученный с них, является источником финансирования для ремонтов и строительства дорожной инфраструктуры. А еще акциз сглаживает рыночные колебания конечных цен на топливо, так как его размер фиксирован. Но комиссия вице-премьера Козака разработала специальный механизм «демпфера», который должен нивелировать эффект от роста акцизов, — рассказали в Центре.
Согласно демпфрирующему механизму, НПЗ с объемом более 600 тыс. т/г. смогут заключить соглашение о модернизации, чтобы получать отрицательный акциз на нефть. Такие же возможности получат НПЗ, которые производят автомобильный бензин 5 класса, они смогут заключить такое соглашение к 2024 г. Точно не получат отрицательный акциз мини-НПЗ, но по объему переработки это примерно 2-3 млн т, подсчитали специалисты.
В действующей редакции федерального закона о «налоговом маневре» предусмотрены цены отсечения 56 000 руб./т по автомобильному бензину и 50 000 руб./т по дизельному топливу. С 1 января 2019 г. демпфер заработал в большем масштабе.
После начала работы «демпфера» ситуация с ценовыми дифференциалами должна кардинально улучшиться. При этом, риски неконтролируемых ценовых изменений возрастают, если повышенные пошлины придется опускать в январе 2019 года одновременно с запуском «демпфера». Таким образом, правительству удастся избежать прямого регулирования при уменьшении вероятности резких скачков цен на моторное топливо в новом году, — заключили эксперты.