Первые «летательные аппараты» с новой взлетно-посадочной полосы в «Толмачево» поднялись в воздух еще до ее принятия в эксплуатацию Межгосударственным авиационным комитетом (МАК) — 1 июня 2010 г. зд
В июле в «Толмачево» будет введена в эксплуатацию вторая взлетно-посадочная полоса. Генеральный директор «Аэропорт Толмачево» Александр Бородин рассказал «ДК» о том, как аэропорт будет развиваться в ближайшие годы.
На строительство второй ВПП государство и частный инвестор потратили 4 млрд руб. Это самый дорогостоящий объект в программе развития «Толмачево». В целом ее выполнение оценивается в 20 млрд руб., уже инвестировано более 6,5 млрд руб. За последние годы в «Толмачево» завершена комплексная реконструкция аэровокзала внутренних линий, расширен международный аэровокзал, сдана в эксплуатацию первая очередь грузового терминала.
Когда заработает вторая ВПП?
— Строительные работы на полосе завершены еще в конце прошлого года. Созданный в непосредственной близости от аэропорта цементно-бетонный завод Mobilmat уже успели полностью разобрать и вывезти. Смонтировано светосигнальное, навигационное и метеорологическое оборудование, ведутся пусконаладочные работы — одним словом, сегодня для приема самолетов есть практически все. МАК уже дал предварительное согласие на запуск второй полосы, составив лишь список мелких недочетов, связанных по большей части с давностью проектирования. Запуск ВПП-2 мы планируем в начале июля этого года.
Во что обошлось строительство, и кто его финансировал?
— Общая стоимость проекта превысила 4 млрд руб. Основная часть (3 млрд руб.) поступила из федерального бюджета, а еще около 1 млрд руб. — частных инвестиций и собственных средств ОАО «Аэропорт «Толмачево». Разделение шло по простому принципу — саму полосу строили на государственные средства, поскольку она находится в федеральной собственности. А вот затраты по техническому обеспечению работы полосы и всего аэропорта в целом на современном, высоком уровне взяли на себя частные инвесторы. Это, как мне кажется, очень хороший пример того самого частно-государственного партнерства, о котором сегодня так много говорят.
Вторая ВПП позволит «Толмачево» принимать все типы воздушных судов без ограничений по взлетной массе, включая самые тяжелые. И я надеюсь, что эта полоса в ближайшее время будет использоваться с загрузкой, близкой к проектной. То есть при двухполосном режиме работы мы будем в «Толмачево» производить до 40 взлет-посадок в час (при соблюдении среднего минимального интервала безопасности в три минуты).
Почему строительство заняло столь долгое время?
— Так и у страны период был непростым. Судите сами — решение о строительстве в «Толмачево» второй ВПП было принято аж в 1985 г. Тогда она задумывалась в качестве запасной для космического корабля «Буран». Через два года здесь были начаты подготовительные работы, завезено и смонтировано радионавигационное оборудование, но потом проект «Буран» был свернут и строительство заморожено. Возобновить строительство ВПП-2 удалось лишь в 2002 г.
Что будет со старой полосой?
— Мне хотелось бы, чтобы реконструкция первой полосы началась сразу же, как только заработает вторая. Сейчас эксплуатация и поддержание в надлежащем состоянии первой полосы отнимает много сил и средств, поскольку там постоянно требуется мелкий ремонт: устранение трещин и сколов, которые остаются после взлета и посадок воздушных судов, замена светоосветительных приборов. Хотя, скорее всего, начать реконструкцию удастся не раньше 2012 г., поскольку есть правовая коллизия — вкладывать средства планирует министерство транспорта, а сейчас первая полоса принадлежит министерству обороны. Речь, конечно, идет об одном государстве, но формально эти бюджеты разделены. Сейчас проводятся консультации по поводу передачи полосы министерству транспорта.
Удалось уменьшить долговую нагрузку
На первое июля 2009 г. кредитный портфель аэропорта «Толмачево» достигал 1,1 млрд руб. Антикризисные меры помогли предприятию уменьшить долговую нагрузку. Сейчас кредитный портфель сокращен до 980 млн руб. Генеральный директор ОАО «Аэропорт Толмачево» Александр Бородин говорит, что часть кредитов удалось реструктурировать, заменить старые новыми, которые предприятию удалось получить на более выгодных условиях.
Каким образом компании удалось привлекать деньги в условиях высоких ставок и уже имевшейся серьезной задолженности?
— Вы знаете, представление о жадных банкирах, которые сидят на мешках с деньгами и никому их не хотят отдавать, — это миф. Банкам-то как раз сами деньги не нужны — им нужны заемщики, которым деньги можно было бы дать и на этом заработать. И предприятие, имеющее прозрачный, предсказуемый бизнес, в условиях кризиса — это просто подарок для банков.
А такая компания, как аэропорт «Толмачево», ко всему прочему, еще и не отягощена какими-то малоликвидными «товарными запасами» — у нас ведь нет ни домов, ни труб, ни валенок, которые мы не могли бы продать. Мы работаем только с деньгами. Все это позволяет нам получать кредиты на максимально выгодных условиях. Некоторые — под 10,02% годовых.
Мы рефинансировали значительную часть огромного долга, с которым вошли в кризис. Если первоначально предполагалось, что в 2011 г. «Толмачево» выплатит банкам 400 млн руб., то сейчас мы перераспределили эту сумму так, что выплаты будем проводить в течение нескольких последующих лет.
Новый аэровокзал появится через пять лет
За последние годы в «Толмачево» завершена комплексная реконструкция аэровокзала внутренних линий, расширен международный аэровокзал, сдана в эксплуатацию первая очередь грузового терминала. Всего в рамках проекта государством и частным инвестором вложено уже более 6,5 млрд руб. Программа развития аэропорта «Толмачево» выполнена еще меньше, чем наполовину. Александр Бородин говорит, что сейчас основная задача — это реконструкция и обновление инфраструктуры аэропорта.
— Теперь наши основные усилия будут направлены на реконструкцию и обновление инженерной инфраструктуры аэропорта (тепло, электроэнергия, очистные сооружения). Продолжим обновлять и технику, обслуживающую воздушные суда и пассажиров. В модернизации задействованы и наши партнеры. Так, компания «Газпромнефть-Аэро Новосибирск» построила здесь новый топливозаправочный комплекс, оснастив его по последнему слову техники. Мощностей такого комплекса аэропорту хватит на несколько лет вперед.
Я хотел бы особо отметить, что тратить деньги на техническое обновление мы не переставали даже в прошлом, кризисном году, когда падение пассажиропотока в определенные периоды достигало 30%. Только приобретение четырех финских снегоуборочных машин VAMMAS SB 4500 обошлось нам в 100 млн руб. Но зато теперь мы можем чистить обе взлетно-посадочные полосы, и это почти втрое быстрее, чем с ранее используемой техникой.
На что «Толмачево» намерено тратить деньги в ближайшей перспективе?
— Планируем продолжить замену парка специальной техники. Это и автобусы, и машины, которые загружают в самолеты бортовое питание, и аварийно-спасательное оборудование. Сейчас идет настройка второго комплекса «Сибскан», который позволяет проводить досмотр бесконтактным способом без снятия обуви и одежды, что, конечно, более комфортно для пассажиров. Постоянно ведется работа по облагораживанию территории.
А когда может быть начато строительство нового терминала на 5,5 млн пассажиров в год?
— Проект нового комплекса уже принят нами и выкуплен. И сейчас ведутся предварительные работы — подготовка документации, проведение геодезии, землеотвод (часть территории, на которой разместится комплекс, принадлежит городу Обь). Для того чтобы построить объект, потребуется несколько лет. При этом само новое здание аэровокзала — это только одна из составляющих нового комплекса. Возводиться он будет поэтапно. Сначала будем строить те объекты, которые нужны нам уже сегодня. Это цех бортового питания, крытая парковка на 700 мест, конгресс-центр. Кое-что, кстати, уже возведено — в прошлом году начала работать четырехзвездочная гостиница. Новый терминал нам реально понадобится, когда пассажиропоток приблизится к 4 млн человек в год (сейчас через «Толмачево» проходит в среднем 2 млн человек в год). А сейчас даже в пиковые месяцы достаточно мощностей существующего аэровокзального комплекса.
И когда построите новый терминал?
— Мы планируем, что новый терминал класса «С» будет построен в ближайшие 5-10 лет. Сроки зависят от финансирования и от потребностей самого города. Рост пассажиропотока очевиден. За первый квартал этого года мы приняли почти на 30% больше пассажиров, чем за аналогичный период прошлого года. Что особо радует — «Толмачево» уже превзошел показатели «спокойного» 2007 г. на этом отрезке. И если все и дальше так пойдет, то мы вполне можем превысить по году даже показатели 2008 г.
Причина проста — мы начали активней привлекать в аэропорт новых перевозчиков, которые предлагают новые направления и более привлекательные цены. В результате число тех, кто может позволить себе полет и хочет это сделать, растет. С начала года у нас начались полеты, например, в Вену (Австрия), Прагу (Чехия), Ош (Кыргызстан), Норильск. Обширная программа запланирована на летний сезон. В турецкую Анталию, например, сейчас из Новосибирска самолеты летают ежедневно. Появились новые туристические направления, по которым из Новосибирска можно улететь напрямую.
Но мы рассчитываем не только на пассажиров. Сегодня из Европы в Азию летает масса грузовых самолетов, которые оставляют в промежуточных аэропортах порядка $5 млн в неделю. В «Толмачево», в принципе, может садиться любой из них. Главная причина, по которой этого не происходит, — существующая система, при которой иностранные авиакомпании вынуждены платить роялти Аэрофлоту за пролет над Российской Федерацией. Плюс очень негибкая политика в сфере предоставления прав на полеты вообще. В результате все летают через Казахстан, Узбекистан и т.д., оставляя деньги в этих странах. Во всех мыслимых инстанциях я поднимаю этот вопрос, акцентирую на нем внимание и надеюсь, что постепенно мы найдем оптимальное решение. Со своей стороны, мы уже сейчас пытаемся привлекать к нам грузовых авиаперевозчиков. Уже начала полеты к нам китайская авиакомпания Air China Cargo, еще с целым рядом компаний ведутся переговоры.
Насколько реальна и близка, по-вашему, полная приватизация «Толмачево»? В правительстве вновь заговорили о возможной продаже госпакета.
— За десять лет моей работы в составе совета директоров «Толмачево» это уже пятая попытка продать госпакет. Но пока это только «хотелки» — для того чтобы о продаже можно было говорить реально, нужно сначала исключить предприятие из списка стратегических объектов, потом включить в план приватизации. Так что это дело в лучшем случае будущего года. Если говорить о лично моей позиции, я за то, чтобы у государства остался как минимум блокирующий пакет и оно сохраняло влияние на столь важный объект национальной транспортной инфраструктуры.
Александр Бородин
Родился в 1969 г. в Кемеровской области.
Образование: окончил Московскую государственную юридическую академию, кандидат экономических наук
Карьера: в разные годы работал в Советах директоров ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат», ОАО «Камаз», ОАО «Связьинвест», ОАО «Трансстрой», ОАО «Аэропорт Шереметьево», был членом ревизионной комиссии в ОАО «Российские железные дороги»; 1998-2009 гг. — работал в различных министерствах (в частности, в Министерстве государственного имущества РФ, в Министерстве транспорта РФ); с 2000 г. — член совета директоров ОАО «Аэропорт Толмачево»; с 2009 г. — генеральный директор ОАО «Аэропорт Толмачево». Сколько пассажиров обслужил аэропорт
Источник: Аэропорт «Толмачево»
Первые «летательные аппараты» с новой взлетно-посадочной полосы в «Толмачево» поднялись в воздух еще до ее принятия в эксплуатацию Межгосударственным авиационным комитетом (МАК) — 1 июня 2010 г. здесь запускали бумажные самолетики дети. В этом «несерьезном» мероприятии, кажется, проявилось какое-то нетерпение — слишком долго строилась эта полоса, что руководству хотелось «открыть» ее хотя бы таким способом.
На строительство второй ВПП государство и частный инвестор потратили 4 млрд руб. Это самый дорогостоящий объект в программе развития «Толмачево». В целом ее выполнение оценивается в 20 млрд руб., уже инвестировано более 6,5 млрд руб. За последние годы в «Толмачево» завершена комплексная реконструкция аэровокзала внутренних линий, расширен международный аэровокзал, сдана в эксплуатацию первая очередь грузового терминала.
Когда заработает вторая ВПП?
— Строительные работы на полосе завершены еще в конце прошлого года. Созданный в непосредственной близости от аэропорта цементно-бетонный завод Mobilmat уже успели полностью разобрать и вывезти. Смонтировано светосигнальное, навигационное и метеорологическое оборудование, ведутся пусконаладочные работы — одним словом, сегодня для приема самолетов есть практически все. МАК уже дал предварительное согласие на запуск второй полосы, составив лишь список мелких недочетов, связанных по большей части с давностью проектирования. Запуск ВПП-2 мы планируем в начале июля этого года.
Во что обошлось строительство, и кто его финансировал?
— Общая стоимость проекта превысила 4 млрд руб. Основная часть (3 млрд руб.) поступила из федерального бюджета, а еще около 1 млрд руб. — частных инвестиций и собственных средств ОАО «Аэропорт «Толмачево». Разделение шло по простому принципу — саму полосу строили на государственные средства, поскольку она находится в федеральной собственности. А вот затраты по техническому обеспечению работы полосы и всего аэропорта в целом на современном, высоком уровне взяли на себя частные инвесторы. Это, как мне кажется, очень хороший пример того самого частно-государственного партнерства, о котором сегодня так много говорят.
Вторая ВПП позволит «Толмачево» принимать все типы воздушных судов без ограничений по взлетной массе, включая самые тяжелые. И я надеюсь, что эта полоса в ближайшее время будет использоваться с загрузкой, близкой к проектной. То есть при двухполосном режиме работы мы будем в «Толмачево» производить до 40 взлет-посадок в час (при соблюдении среднего минимального интервала безопасности в три минуты).
Почему строительство заняло столь долгое время?
— Так и у страны период был непростым. Судите сами — решение о строительстве в «Толмачево» второй ВПП было принято аж в 1985 г. Тогда она задумывалась в качестве запасной для космического корабля «Буран». Через два года здесь были начаты подготовительные работы, завезено и смонтировано радионавигационное оборудование, но потом проект «Буран» был свернут и строительство заморожено. Возобновить строительство ВПП-2 удалось лишь в 2002 г.
Что будет со старой полосой?
— Мне хотелось бы, чтобы реконструкция первой полосы началась сразу же, как только заработает вторая. Сейчас эксплуатация и поддержание в надлежащем состоянии первой полосы отнимает много сил и средств, поскольку там постоянно требуется мелкий ремонт: устранение трещин и сколов, которые остаются после взлета и посадок воздушных судов, замена светоосветительных приборов. Хотя, скорее всего, начать реконструкцию удастся не раньше 2012 г., поскольку есть правовая коллизия — вкладывать средства планирует министерство транспорта, а сейчас первая полоса принадлежит министерству обороны. Речь, конечно, идет об одном государстве, но формально эти бюджеты разделены. Сейчас проводятся консультации по поводу передачи полосы министерству транспорта.
Удалось уменьшить долговую нагрузку
На первое июля 2009 г. кредитный портфель аэропорта «Толмачево» достигал 1,1 млрд руб. Антикризисные меры помогли предприятию уменьшить долговую нагрузку. Сейчас кредитный портфель сокращен до 980 млн руб. Генеральный директор ОАО «Аэропорт Толмачево» Александр Бородин говорит, что часть кредитов удалось реструктурировать, заменить старые новыми, которые предприятию удалось получить на более выгодных условиях.
Каким образом компании удалось привлекать деньги в условиях высоких ставок и уже имевшейся серьезной задолженности?
— Вы знаете, представление о жадных банкирах, которые сидят на мешках с деньгами и никому их не хотят отдавать, — это миф. Банкам-то как раз сами деньги не нужны — им нужны заемщики, которым деньги можно было бы дать и на этом заработать. И предприятие, имеющее прозрачный, предсказуемый бизнес, в условиях кризиса — это просто подарок для банков.
А такая компания, как аэропорт «Толмачево», ко всему прочему, еще и не отягощена какими-то малоликвидными «товарными запасами» — у нас ведь нет ни домов, ни труб, ни валенок, которые мы не могли бы продать. Мы работаем только с деньгами. Все это позволяет нам получать кредиты на максимально выгодных условиях. Некоторые — под 10,02% годовых.
Мы рефинансировали значительную часть огромного долга, с которым вошли в кризис. Если первоначально предполагалось, что в 2011 г. «Толмачево» выплатит банкам 400 млн руб., то сейчас мы перераспределили эту сумму так, что выплаты будем проводить в течение нескольких последующих лет.
Новый аэровокзал появится через пять лет
— Теперь наши основные усилия будут направлены на реконструкцию и обновление инженерной инфраструктуры аэропорта (тепло, электроэнергия, очистные сооружения). Продолжим обновлять и технику, обслуживающую воздушные суда и пассажиров. В модернизации задействованы и наши партнеры. Так, компания «Газпромнефть-Аэро Новосибирск» построила здесь новый топливозаправочный комплекс, оснастив его по последнему слову техники. Мощностей такого комплекса аэропорту хватит на несколько лет вперед.
Я хотел бы особо отметить, что тратить деньги на техническое обновление мы не переставали даже в прошлом, кризисном году, когда падение пассажиропотока в определенные периоды достигало 30%. Только приобретение четырех финских снегоуборочных машин VAMMAS SB 4500 обошлось нам в 100 млн руб. Но зато теперь мы можем чистить обе взлетно-посадочные полосы, и это почти втрое быстрее, чем с ранее используемой техникой.
На что «Толмачево» намерено тратить деньги в ближайшей перспективе?
— Планируем продолжить замену парка специальной техники. Это и автобусы, и машины, которые загружают в самолеты бортовое питание, и аварийно-спасательное оборудование. Сейчас идет настройка второго комплекса «Сибскан», который позволяет проводить досмотр бесконтактным способом без снятия обуви и одежды, что, конечно, более комфортно для пассажиров. Постоянно ведется работа по облагораживанию территории.
А когда может быть начато строительство нового терминала на 5,5 млн пассажиров в год?
— Проект нового комплекса уже принят нами и выкуплен. И сейчас ведутся предварительные работы — подготовка документации, проведение геодезии, землеотвод (часть территории, на которой разместится комплекс, принадлежит городу Обь). Для того чтобы построить объект, потребуется несколько лет. При этом само новое здание аэровокзала — это только одна из составляющих нового комплекса. Возводиться он будет поэтапно. Сначала будем строить те объекты, которые нужны нам уже сегодня. Это цех бортового питания, крытая парковка на 700 мест, конгресс-центр. Кое-что, кстати, уже возведено — в прошлом году начала работать четырехзвездочная гостиница. Новый терминал нам реально понадобится, когда пассажиропоток приблизится к 4 млн человек в год (сейчас через «Толмачево» проходит в среднем 2 млн человек в год). А сейчас даже в пиковые месяцы достаточно мощностей существующего аэровокзального комплекса.
И когда построите новый терминал?
— Мы планируем, что новый терминал класса «С» будет построен в ближайшие 5-10 лет. Сроки зависят от финансирования и от потребностей самого города. Рост пассажиропотока очевиден. За первый квартал этого года мы приняли почти на 30% больше пассажиров, чем за аналогичный период прошлого года. Что особо радует — «Толмачево» уже превзошел показатели «спокойного» 2007 г. на этом отрезке. И если все и дальше так пойдет, то мы вполне можем превысить по году даже показатели 2008 г.
Причина проста — мы начали активней привлекать в аэропорт новых перевозчиков, которые предлагают новые направления и более привлекательные цены. В результате число тех, кто может позволить себе полет и хочет это сделать, растет. С начала года у нас начались полеты, например, в Вену (Австрия), Прагу (Чехия), Ош (Кыргызстан), Норильск. Обширная программа запланирована на летний сезон. В турецкую Анталию, например, сейчас из Новосибирска самолеты летают ежедневно. Появились новые туристические направления, по которым из Новосибирска можно улететь напрямую.
Но мы рассчитываем не только на пассажиров. Сегодня из Европы в Азию летает масса грузовых самолетов, которые оставляют в промежуточных аэропортах порядка $5 млн в неделю. В «Толмачево», в принципе, может садиться любой из них. Главная причина, по которой этого не происходит, — существующая система, при которой иностранные авиакомпании вынуждены платить роялти Аэрофлоту за пролет над Российской Федерацией. Плюс очень негибкая политика в сфере предоставления прав на полеты вообще. В результате все летают через Казахстан, Узбекистан и т.д., оставляя деньги в этих странах. Во всех мыслимых инстанциях я поднимаю этот вопрос, акцентирую на нем внимание и надеюсь, что постепенно мы найдем оптимальное решение. Со своей стороны, мы уже сейчас пытаемся привлекать к нам грузовых авиаперевозчиков. Уже начала полеты к нам китайская авиакомпания Air China Cargo, еще с целым рядом компаний ведутся переговоры.
Насколько реальна и близка, по-вашему, полная приватизация «Толмачево»? В правительстве вновь заговорили о возможной продаже госпакета.
— За десять лет моей работы в составе совета директоров «Толмачево» это уже пятая попытка продать госпакет. Но пока это только «хотелки» — для того чтобы о продаже можно было говорить реально, нужно сначала исключить предприятие из списка стратегических объектов, потом включить в план приватизации. Так что это дело в лучшем случае будущего года. Если говорить о лично моей позиции, я за то, чтобы у государства остался как минимум блокирующий пакет и оно сохраняло влияние на столь важный объект национальной транспортной инфраструктуры.
Александр Бородин
Родился в 1969 г. в Кемеровской области.
Образование: окончил Московскую государственную юридическую академию, кандидат экономических наук
Карьера: в разные годы работал в Советах директоров ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат», ОАО «Камаз», ОАО «Связьинвест», ОАО «Трансстрой», ОАО «Аэропорт Шереметьево», был членом ревизионной комиссии в ОАО «Российские железные дороги»; 1998-2009 гг. — работал в различных министерствах (в частности, в Министерстве государственного имущества РФ, в Министерстве транспорта РФ); с 2000 г. — член совета директоров ОАО «Аэропорт Толмачево»; с 2009 г. — генеральный директор ОАО «Аэропорт Толмачево». Сколько пассажиров обслужил аэропорт
1,8 млн пассажиров обслужил в 2009 г. аэропорт «Толмачево» |
2,9 млрд руб. доходов получил аэропорт в 2009 г. |
Источник: Аэропорт «Толмачево»