Меню

Алексей Беспаликов: бизнес- группы на политику не влияют

В кризис объем производства в Новосибирской области сократился меньше, чем в среднем по России. Сыграли свою роль два фактора: во-первых, диверсифицированность экономики региона, а, во-вторых, мощн

До официального старта предвыборной борьбы почти полгода, но подготовка к ней уже вовсю идет. Председатель Новосибирского областного Совета депутатов Алексей Беспаликов рассказал «ДК» о политической ситуации в регионе и дал прогноз итогов выборов в областной Совет.

В кризис объем производства в Новосибирской области сократился меньше, чем в среднем по России. Сыграли свою роль два фактора: во-первых, диверсифицированность экономики региона, а, во-вторых, мощные меры поддержки бизнеса со стороны областных властей. Удержав экономику от более серьезного спада, руководство региона и партия «Единая Россия», которой принадлежит большинство в городском и областном Советах депутатов, сохранили доверие большинства избирателей.
Как бы охарактеризовали политическую ситуацию в Новосибирской области?
— Она стабильная. Даже несмотря на разра- зившийся мировой экономический кризис, обстановка у нас осталась нормальной, спокойной. Главная причина: и администрация области, и областной Совет, и региональное отделение партии «Единая Россия» предприняли все меры, чтобы удержать экономику от падения, а общество — от социальной напряженности.
Антикризисный координационный совет при губернаторе еженедельно рассматривал ситуацию на крупных предприятиях. Этот своеобразный штаб, с одной стороны, распутывал сложные узлы проблем заводов и фабрик, а с другой — жестко требовал погашения задолженности по заработной плате. Были резко увеличены расходы на поддержку занятости: пособие по безработице достигло величины прожиточного минимума, больше денег стали тратить на оплату общественных работ. Областной Совет и партия «Единая Россия» взяли под свой контроль решение проблем обманутых дольщиков. Для спасения самой строительной отрасли важным оказалось оперативно принятое администрацией региона и областным Советом решение о предоставлении гарантий областного бюджета на 1 млрд руб. по банковским кредитам строительным организациям. В 2010 г. на эти цели предусмотрено уже 1,5 млрд руб.
Важным фактором стабильности стал сам состав областного Совета и характер его работы. В Совете представлены основные парламентские партии («Единая Россия», КПРФ, ЛДПР, «Справедливая Россия»). Мы прислушиваемся к мнению всех партий и стараемся принимать взвешенные решения.

Кто выиграет новые выборы в облсовет
Осенью 2010 г. пройдут выборы нового созыва Новосибирского областного Совета депутатов. В связи с изменениями в Уставе области количество депутатов сократится с 98 до 76. Половина из них будет избрана по партийным спискам. Алексей Беспаликов уверен, что партийная структура Совета в результате выборов существенно не изменится.
— Баланс сил сохранится на нынешнем уровне. Большинство в новом созыве Совета сохранит «Единая Россия». Социологические опросы показывают, что ее рейтинг стабильно держится на уровне 53-55%. На втором месте — КПРФ, хотя социологические данные о поддержке этой партии противоречивы. По сведениям московского Фонда общественного мнения, за коммунистов в нашей области готовы проголосовать 13-15% избирателей, местные социологи считают, что около 20%.
А у каких еще партий есть шансы пройти в Совет?
— Думаю, что как минимум по одному депутату будет в новом созыве у ЛДПР и «Справедливой России». Дело в том, что Госдума России планирует принять закон об обязательном предоставлении по одному мандату партиям, набравшим на выборах от 5 до 7% голосов. В том, что эти партии в нашей области наберут больше 5%, я не сомневаюсь. По данным опросов, они на грани преодоления и 7-процентного избирательного барьера. Причем предпочтения избирателей все время меняются: то одна из этих двух партий выходит вперед, то другая. По моим наблюдениям, «Справедливая Россия» работает более системно, нежели ЛДПР. Поэтому мое личное мнение — шансов больше у «Справедливой России». Кроме того, Госдума намерена внести в законодательство поправку, позволяющую даже одному депутату получить статус фракции. А это значит, что при обсуждении законопроектов у такого депутата, как представителя фракции, будет гарантированное право выступления. То есть его голос обязательно будет услышан.
Остальные партии, например, «Яблоко», «Правое дело», никак не проявляют себя в политическом поле. Впрочем, не исключено, что и у партий, не вошедших в состав регионального законодательного собрания, появится возможность раз или два раза в год высказать свое мнение с трибуны областного Совета. Соответствующие изменения в федеральное законодательство сейчас готовится в Госдуме. На мой взгляд, это тоже поможет стабилизации политической ситуации.
Партийные списки «прикрепят» к округам
Почти 500 законов принял нынешний созыв Новосибирского областного Совета депутатов. Алексей Беспаликов говорит, что все они по-своему важны. И все же выделяет как первостепенное законодательство, связанное с бюджетом области. Вот и на последней сессии 22 апреля 2010 г. депутаты вносили изменения в областной бюджет на этот год. Доходы бюджета увеличены на 626 млн руб., расходы — на 2,5 млрд руб.
— В частности, 772 млн руб. планируется добавить на финансирование мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг льготным категориям населения. Немалая часть этих средств пойдет на выплату сельским учителям денежной компенсации расходов на оплату жилья и коммунальных услуг. До сих пор эта льгота предоставлялась им в натуральном виде. Федеральный закон «Об образовании» требовал от нас монетизации этой льготы. И мы сделали это, приняв на той же сессии закон «О мерах социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг педагогическим работникам, проживающим в сельской местности». Я считаю этот закон одним из наиболее важных за последнее время. Мы много спорили о нем в Совете. Депутаты тревожились, не пострадают ли учителя от монетизации льготы. На мой взгляд, учителя только выиграют. Раньше оценить необходимый объем льгот было очень трудно. Теперь у учителя будут деньги на покупку дров, угля, и он приобретет их в том объеме, в котором они ему нужны.
А какие из готовящихся сейчас законопроектов считаете наиболее важными?
— Еще выделил бы законопроект о поддержке родителей, чьи дети не посещают детские сады из-за дефицита мест в дошкольных учреждениях. Речь идет о том, чтобы с сентября 2010 г. родителям таких детей выплачивать ежемесячно не менее, чем по тысяче рублей. До конца года на это потребуется около 120 млн руб. Изыскать в бюджете такую сумму непросто. Тем не менее уже нашлись люди, утверждающие, что тысячи рублей мало. Но позвольте — до сих пор вообще ничего не платили! И никаким законом такая компенсация не предусмотрена. Получив компенсацию, матери смогут сложиться по тысяче рублей, может быть, еще чуть-чуть добавить, и уже смогут решить проблему, отдав ребенка в домашний мини-детсад. Или договориться и по-очереди сидеть с детьми, чтобы можно было ребенка оставить на время. Некоторые уже наводят тень на плетень, говорят, что если депутаты примут такой закон, то прекратится строительство детских садов. Ничего подобного! Наоборот, мы разрабатываем программу более масштабного строительства детских садов. Но это слишком долгий путь решения проблемы. В очереди в детские сады в Новосибирске — 19 тыс. детей. Строительство одного детского сада на 100 мест стоит около 100 млн руб. То есть чтобы построить на всех детские сады только в городе, надо 19 млрд руб. (для сравнения — это примерно четверть всех расходов бюджета области в 2010 г.). (Рейтинг наиболее важных законов и законопроектов, по мнению Алексея Беспаликова, см. на полосе. — Прим. ред.).
Самый мощный лоббист — губернатор
В Новосибирской области реализуется немало крупных инвестиционных проектов. Началось создание технопарка и строительство третьего моста через Обь. В ближайшие месяцы будет введена в эксплуатацию вторая взлетно-посадочная полоса в аэропорту «Толмачево». Воплощение в жизнь подобных крупных проектов зачастую во многом зависит от поддержки федерального правительства. И, соответственно, от того, насколько эффективно местные чиновники и депутаты от Новосибирской области отстаивают интересы региона перед федеральным центром.
Кого из депутатов, чиновников считаете наиболее сильными лоббистами интересов области на федеральном уровне?
— Самый мощный лоббист — это губернатор. Он лично защищает интересы области на заседаниях федерального правительства, на встречах с министрами. На втором месте по эффективности в отстаивании интересов области назвал бы заместителей губернатора, на третьем — депутатов Государственной Думы РФ. Я не хотел бы никого из депутатов выделять.
Влияют ли какие-либо бизнес-группы на политику в регионе?
— Нет. Возможно, в этом плане наша область — исключение из правил. Но так сложилось, что, к счастью, у нас нет предприятий, от которых зависела бы существенная часть экономики области. Таких как, например, «Норильский никель» в Красноярском крае. Близок по статусу к градообразующему предприятию Новосибирский электродный завод в поселке Линево. Но его влияние этим поселком и ограничивается.
Каковы взаимоотношения региональных властей с федеральным центром?
— Думаю, что из Москвы видят и по достоинству оценивают экономическую и политическую стабильность в нашем регионе. Видят, что у региона есть перспективный план развития. И он полностью соответствует «Стратегии 2020», которую еще называют Планом Путина. Кстати, мы свой план развития приняли раньше. И он на удивление точно совпал с целями, намеченными в «Стратегии 2020», и с теми задачами, которые ставит перед страной президент Дмитрий Медведев. Мы прекрасно понимаем, что у Новосибирской области нет другого варианта развития, кроме модернизации. В Москве это видят и, как мне представляется, относятся к нашей области как к одному из наиболее прогрессивных регионов.
Алексей Беспаликов
Родился 27 марта 1948 г. в Ново­сибирске.
Образование: в 1967 г. окончил Новосибирский радиотехнический техникум, в 1973 г. — факультет автоматики НЭТИ.
Карьера: с 1973 по 1991 гг. — инженер ОКБ завода «Электросигнал», преподаватель ГПТУ № 53, директор ГПТУ № 34 и ГПТУ № 67, советник учебного центра в Камбодже; 1992-1999 гг. — начальник контрольно-аналитического управления мэрии, заместитель мэра Новосибирска; 2000-2005 гг. — заместитель губернатора, первый заместитель губернатора Новосибирской области; с декабря 2005 г. — председатель Новосибирского областного Совета депутатов.