2015 год Альфа-Банк продолжит работу над качеством и сервисом предоставляемых услуг и собственной оптимизации, рассказали руководители филиала «Новосибирский» Альфа-Банка.
Создать подушку безопасности
Минимизация издержек, максимизация портфеля клиентов и оптимизация портфеля банковских продуктов – таковы главные цели, которые ставит перед собой сегодня корпоративный бизнес Альфа-Банка. «Для этого в июне 2014 года был создан Региональный центр «Сибирский» блока «Корпоративно-Инвестиционный Банк» Альфа-Банка, в котором только на территории Новосибирской области обслуживается 572 корпоративных клиента с годовой выручкой более 10 млн долларов», – рассказывает Валерий Кубасов, директор регионального центра «Сибирский» Альфа-Банка.
Как с учетом этих целей строится работа банка с корпоративными клиентами в 2015 году?
- Мы не питаем надежд, что кризис быстро закончится, поэтому вынуждены скорректировать планы на развитие корпоративного бизнеса в 2015 году. К примеру, объем выданных предприятиям кредитов Альфа-Банка составляет сегодня 19,7 млрд руб. Мы продолжим вести кредитование корпоративных клиентов, но приняли решение пересмотреть подходы к условиям выдачи кредитов, оценке платежеспособности клиента. Однако, принимая новую финансовую модель, мы постарались учесть особенности развития бизнеса в текущих экономических условиях и намерены оптимизировать и удешевлять продукты для клиентов, ведущих экспортную деятельность.
Изменение подхода к условиям кредитования позволит банку остаться клиентоориентированным?
- В том-то и дело, что мы смотрим на кредитование с позиции клиентов. Мы не хотим создавать новые проблемы в экономике региона и не сторонники выдавать кредит, который впоследствии может привести клиента к дефолту. Поэтому кредитование больше не является для банка основным способом получения прибыли.
Какое направление вы планируете развивать? На что делаете ставку?
- Мы будем развивать те направления, в которых занимаем наиболее сильную позицию на рынке региона. В первую очередь речь идет о расчетном бизнесе Альфа-Банка. По всем показателям 2014 года расчетные банковские продукты в лидерах. Данный сегмент Альфа-Банка по итогам прошлого года, по сравнению с предыдущим, вырос на 20%. Высокий уровень доверия к банку со стороны клиентов подтверждает значительный рост остатков на счетах компаний. К 1 января 2015 года они составили 2,58 млрд рублей, что на 13,65% больше, чем было в январе 2014 года.
Самое главное, уходя от кредитования, мы снижаем долю рискового дохода в валовой прибыли банка. Развитие расчетного бизнеса позволит нам создать подушку безопасности из комиссионной прибыли и таким образом только повысить свой уровень надежности.
Дело за малым
Кредитные продукты в принципе не должны быть основой для построения взаимоотношений банка и предприятий. По словам Максима Куракулова, директора по массовому бизнесу, базой для развития сотрудничества банка и малого бизнеса должны стать нефинансовые инструменты. «Ведь клиенты этого сегмента как раз и ждут от банков не столько кредитных ресурсов, сколько удобного и эффективного взаимодействия», – утверждает он.
Сколько компаний малого бизнеса сотрудничают с Альфа-Банком? Насколько успешно это сотрудничество для самого банка?
- Несмотря на стремительное сокращение числа компаний в сегменте малого бизнеса в Новосибирске, количество клиентов Альфа-Банка выросло на 60% до 7000 компаний. Из них в 2014 году удалось привлечь около 2700 компаний. По объемным показателям прирост по остаткам до востребования составил 61% с начала года, а комиссионный доход вырос на 89%. В итоге доля рынка банковских услуг Альфа-Банка в малом бизнесе составляет 7,8%. Мы планируем увеличить ее в ближайшее время до 10% и привлечь еще 2000 новых клиентов.
Какие продукты Альфа-Банка пользуются наибольшим спросом у предприятий малого бизнеса?
- Сегодня мы не отвечаем на спрос, а формируем его. В нашем портфеле немало интересных предложений для клиентов. К примеру, при открытии расчетного счета в нашем банке мы выдаем подарочные сертификаты на 9 000 рублей на оплату услуг по размещению контекстной рекламы «Яндекс.Директ» и сертификат на 3000 рублей на оплату юридических услуг.
Около 70% клиентов, открывших расчетный счет в нашем банке, пользуются смс-информированием. Это быстрый и эффективный способ узнать о состоянии расчетного счета и проводимых по нему операций.
Впрочем, лидером продаж среди всех продуктов банка для малого бизнеса продолжает оставаться карта Альфа-Cash Ультра, позволяющая клиентам сдавать выручку и снимать наличные с расчетного счета в любом удобном месте непосредственно через банкоматы банка и банков партнеров. Наконец, мы предлагаем один из лучших интернет-банков для малого бизнеса – Альфа-Бизнес Онлайн.
Будете ли вы оказывать в 2015 году информационную поддержку малому бизнесу по выбору банковских продуктов, ведению бизнеса?
- Безусловно. В 2015 году мы планируем провести несколько крупных мероприятий для компаний малого бизнеса. 16 апреля Игорь Манн проведет для наших клиентов специальный тренинг на тему, как эффективно вести бизнес в современных экономических реалиях без дополнительных вложений.
Каждый клиент банка – особенный
Больше всего активных клиентов у Альфа-Банка в Новосибирске по розничному бизнесу. Их количество по данным на февраль 2015 года составляет 203 тыс. человек, что по итогам 2014 года соответствует 20,5% рынка банковских услуг розничного бизнеса Новосибирска. Однако для Альфа-Банка важна не только количественная, но качественная составляющая характеристик клиента.
«Среди активных клиентов много руководителей высшего и среднего звена. Большинство клиентов в период сотрудничества с банком выросли до уровня ВИП-обслуживания, – рассказывает Марина Кокоулина, директор по розничному бизнесу филиала «Новосибирский» Альфа-Банка. – Работа с ВИП-клиентами на сегодняшний день является для нас основной. Мы намерены продолжить работу в выбранном направлении. С этой целью в 2014 году отделение private banking «А-Клуб» переехало в новый улучшенный офис. В декабре 2014 Альфа-Банк открыл еще одно специализированное отделение по обслуживанию ВИП-клиентов – ККО «Вознесенский», с момента открытия в котором уже обслуживается 822 клиента. Клиенты банка по достоинству оценили и новую концепцию клиентского сервиса, которая была реализована в новом десятом кредитно-кассовом офисе «Площадь Калинина».
В декабре розничному бизнесу разных банков пришлось буквально «сдерживать натиск» клиентов, обеспокоенных резкими колебаниями курсов валют. Каким был последний месяц 2014 года для Альфа-Банка?
- В декабре всем было непросто. Все внимание мы уделяли бесперебойному обслуживанию банкоматов Альфа-Банка. Мы внимательно следили за тем, чтобы наши банкоматы всегда были загружены наличными средствами, чтобы у клиентов не возникало трудностей при снятии наличных, обмене рублей на валюту.
С другой стороны, декабрь 2014 года помог нам приобрести много новых клиентов. Остатки по счетам физических лиц по итогам 2014 года выросли на 26% и достигли 16 млрд. рублей. Довольно много денег клиенты принесли в наш банк именно в декабре.
Банк продолжит кредитование физических лиц?
- По объему кредитования за 12 месяцев 2014 года Альфа-Банк занимает третье место в Новосибирске. Кредитный портфель розничного бизнеса филиала «Новосибирский» составляет более 9,4 млрд рублей, что на 17% больше по сравнению с данными на 2013 год. Кредитование по-прежнему будет являться неотъемлемой частью развития розничного бизнеса Альфа-Банка. Мы также будем выпускать кредитные карты, выдавать потребительские и целевые кредиты. Но будем делать это в индивидуальном порядке и максимально избирательно.
Как обстоит ситуация с просроченной кредитной задолженностью физических лиц?
- Что касается задолженности, то по итогам января 2015 года ее сумма увеличилась до 5,3% от суммы выданных кредитов. Поэтому, чтобы предупредить в перспективе ее рост, работа нашего сегмента больше сместится в сторону получения комиссионного дохода. В 2015 году мы планируем расширить линейку накопительных продуктов, чтобы привлечь новых клиентов или тех клиентов, с которыми банк работает по другим направлениям бизнеса.
Подводя итоги деятельности Альфа-Банка в Новосибирске в 2014 году, можно сделать вывод, что основными драйверами роста кредитного портфеля в корпоративном блоке преобладало оборотное кредитование, сделки по финансированию экспортно-импортных операций. В розничном направлении – выдача потребительских кредитов, привлечение депозитов, а также рост зарплатных проектов. По словам руководства филиала, главная цель банка – помогать клиенту в вопросах финансов здесь и сейчас и оставаться банком на каждый день.