Мэр Новосибирска отчитался о деятельности городской администрации за прошлый год и рассказал о планах до 2025-го. Стройки, дороги, соцобъекты — за счет бюджета и частных инвестиций.
ДК публикует выдержки из доклада главы Новосибирска о развитии города до 2025 года.
С 2000-х годов число жителей Новосибирска выросло более чем на 200 тысяч, а территория, отданная под жилую застройку — почти в 1,5 раза. С 2010 года ежегодно город вводит более миллиона квадратных метров жилья. Такой стремительный рост задает темпы, к которым инфраструктура города не готова, а объем бюджетных ресурсов долгое время не позволял решать эти задачи своевременно. Именно такое бурное, иногда хаотичное развитие, стало причиной отставания городской среды от требований горожан.
Поэтому сегодня «Комфортный город» — самый обширный приоритет нашей работы. Он охватывает всю городскую среду в комплексе. Нам нужно сделать Новосибирск городом, в котором хочется жить. В этом году бюджет развития Новосибирска вырос с одного до 5 миллиардов рублей. А значит — общественный запрос можно удовлетворять в большем объеме, чем раньше.
Первый блок — вопросы градостроительной политики. Мы проведем актуализацию Генерального плана — это стратегический резерв развития Новосибирска. До 2023 года будет завершена инвентаризация земель и участков на территории города. Цель этой работы — уточнить их границы и назначение. Земельный участок может использоваться собственником только строго по назначению.
Совершенно понятно, что свободной земли для проектов комплексной застройки в Новосибирске практически нет. Ресурсы экстенсивного развития исчерпаны. Поэтому, предстоит, с одной стороны, наверстывать упущенное в решении проблем отдаленных жилмассивов. Это — транспортная доступность, социальная инфраструктура, благоустройство.
И одновременно с этим, с другой стороны, — искать ресурсы для обновления районов сложившейся застройки. Продолжение работы Фонда модернизации ЖКХ (которого мы так добивались от федеральных властей) дает новые возможности расселения ветхого жилья. По нацпроекту «Жилье и городская среда» Новосибирская область получит порядка 6 млрд рублей. Поэтому так важно повысить активность строительных компаний в развитии застроенных территорий — это позволит строительной отрасли в условиях дефицита земли сохранить свой потенциал и вместе с тем решать проблемы жителей сотен ветхих и аварийных домов.
Мы обязаны совершенствовать правила застройки, определить нормативы максимальной этажности для центральных районов города и стимулировать обновление инфраструктуры и инженерных сетей. Важно обеспечить надежность работы теплового хозяйства, водоснабжения и водоотведения. Мы нашли новые механизмы для привлечения средств и теперь можем развивать полноценную систему ливневой канализации. Понятно, что одномоментно изменения не произойдут, годами это проблема отодвигалась на задний план. Но сегодня у нас появляются ресурсы для строительства новой сети ливневок.
По программе капитального ремонта за пять лет в городе будет отремонтировано 2500 многоквартирных домов. Мы должны твердо отстаивать интересы жителей города, в том числе в вопросах переноса сроков ремонта в случае острой необходимости.
Надо продолжить наводить порядок на дворовых территориях. Предстоит сделать комфортными и уютными более 1000 дворов. Важный момент: мы не должны забывать о потребностях жителей частного сектора. Для Новосибирска это важно, у нас почти 1/3 территории занята индивидуальной застройкой. Здесь тоже нужны дороги, детские городки, тротуары. Однако условия федеральных программ не позволяют направлять на это средства. Нужно искать собственные ресурсы, возможно, использовать механизмы совместного финансирования.
Транспортная доступность
Именно эту проблему чаще всего озвучивают новосибирцы. Принципиально важно решить проблемы транспортной доступности отдаленных микрорайонов — 4, 5, 6 микрорайоны, жилмассивы Плющихинский, Южно-Чемской, Чистая Слобода. Есть понимание, как решать эти проблемы. За пять лет необходимо завершить строительство дороги по ул. Титова (это обеспечит транспортную доступность Чистой Слободы), построить железнодорожный переезд и участок, соединяющий улицы Фадеева и Гребенщикова, приступить к третьему этапу дороги по ул. Колонды (что сразу почувствуют жители 4,5,6 микрорайонов). В перспективе мы должны найти ресурсы для продления улицы Петухова и Красного проспекта. Для жителей Плющихинского жилмассива разрабатывается проект трамвайной линии до метро «Золотая нива».
Кроме того, должна быть учтена позиция города и жителей при реализации таких крупных объектов, как Восточный объезд. В первом случае нельзя допустить ухудшения дорожной и экологической ситуации в Академгородке и Кольцово, тем более с учетом планов развития Новосибирского научного центра.
Чтобы улучшить дорожную и экологическую ситуацию, создать среду комфортную не только для автомобилистов, но и пешеходов, мы должны перейти к полноценной работе платного парковочного пространства в Новосибирске. Общая цель — более 10 тысяч машиномест.